Главу "Автодора" наставили на путь
Сергей Кельбах получил выговор от премьера
Премьер Дмитрий Медведев объявил выговор руководителю госкомпании "Автодор" Сергею Кельбаху за "ненадлежащее исполнение должностных обязанностей". По данным "Ъ", взыскание стало результатом разногласий руководства "Автодора" с Федеральной антимонопольной службой по поводу тендеров на строительство Центральной кольцевой автодороги — одного из крупнейших инфраструктурных проектов ЧМ-2018.
"Объявить председателю правления госкомпании "Российские автомобильное дороги" Кельбаху Сергею Валентиновичу выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей",— говорится в распоряжении правительства РФ N1326-р.
Госкомпания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") создана в июле 2009 года для развития сети скоростных платных автодорог. Компания ведет реконструкцию трасс М1 "Беларусь" и М4 "Дон", ремонт трассы М3 "Украина", строительство скоростной трассы Москва--Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье. В 2014 году общая длина платных участков составляла 250 км, выручка от их эксплуатации — 2,4 млрд руб. Бюджетное финансирование компании в 2015 году — 87 млрд руб.
Именно с ЦКАД (пройдет вдоль существующей А107 --- малого бетонного кольца), которая должна быть построена к 2018 году, у "Автодора" и возникли проблемы. В 2014 году тендер на первый участок ЦКАД (между трассами М1 и М4) выиграла компания "Стройгазконсалтинг" (сумма контракта — 48,8 млрд руб.). Группа АРКС Геннадия Тимченко попыталась оспорить результаты тендера в ФАС, но жалоба была признана необоснованной. В данный момент "Стройгазконсалтинг" испытывает финансовые трудности, "Автодор" ищет нового подрядчика, а строительство первого участка отложено на 2016 год. Тендер на пятый участок (между М3 и М10) выиграла АРКС, предложив цену 42,1 млрд руб. Результаты конкурса оспорил в ФАС уже "Стройгазконсалтинг", антимонопольная служба признала претензии обоснованными в конце 2014 года, отменив результаты тендера. Но "Автодор" оспорил выводы ФАС в Арбитражном суде Москвы в начале 2015 года, и тендер на данный момент являются законным.
В начале июля замглавы ФАС Александр Кинев заявил, что все контракты, заключенные "Автодором" за последние три года, проходят "крупную проверку". "Мы подозреваем компанию в участии в антиконкурентном соглашении,— пояснил он.— Несмотря на более выгодные по цене предложения, в конкурсе выигрывают компании, предлагающие максимальную цену. При этом победителями они становятся не по самым объективным критериям". В "Автодоре", в свою очередь, заявили: цена, предложенная участниками конкурса, является "важным критерием, но не единственным". "Наша задача — отобрать компании с высокой квалификацией и опытом, способные реализовать проекты масштабного уровня",— отметили в госкомпании.
В Белом доме "Ъ" пояснили, что объявление выговора господину Кельбаху обусловлено "набором причин", но раскрывать их не стали. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что документы для взыскания готовились в Минтрансе. В Минтрансе и "Автодоре" решение Дмитрия Медведева вчера не комментировали. Другой источник "Ъ" говорит, что претензии правительства спровоцированы конфликтом с ФАС. В пресс-службе ФАС отметили, что ведомство регулярно отчитывается перед правительством о ходе проверки "Автодора", но неизвестно, связан ли с этими докладами выговор господину Кельбаху. "Итоговый доклад о результатах проверки в правительство еще не представлен",— уточнили в ФАС.
По закону "О госслужбе" за неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим служебных обязанностей может применяться замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии или увольнение. Отметим, в Белом доме достаточно распространена практика объявления выговоров за неисполнение поручений. Как пояснял "Ъ" источник в аппарате правительства, обычно взыскания применяются по инициативе сотрудников аппарата, которые контролируют исполнение сроков поручений президента, и ответственных руководителей кабмина. Так, в феврале Дмитрий Медведев объявил выговор руководителю Росимущества Ольге Дергуновой. Госпожа Дергунова была наказана за ненадлежащее исполнение распоряжение правительства, в частности, о передаче Олимпийского университета в Сочи, пояснял тогда глава Минэкономики Алексей Улюкаев.
"Процедура проведения конкурсов по ЦКАД была подчеркнуто аккуратной и прозрачной,— считает директор Института транспорта ВШЭ, член нескольких тендерных комиссий Михаил Блинкин.— "Автодор" в прямом смысле дул на воду. У меня лично сомнений по поводу добросовестности конкурса нет". "Это довольно странно, поскольку "Автодор" хорошо работает,— поддержал его президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС, экс-замминистра транспорта Олег Скворцов.— Сам Сергей Кельбах — строитель до мозга костей, прошедший все ступеньки от мастера до руководителя. Но в советское время говорили: чем лучше работаешь, тем больше у тебя выговоров".