Нефть ушла и не вернулась
Минск не готов делиться топливом с Москвой
Белоруссия, получающая из России беспошлинную нефть в обмен на поставки бензина, хочет вдвое сократить объемы возврата нефтепродуктов — до 1 млн тонн. Страна не выполняет обязательства с февраля, но если раньше Минэнерго РФ грозило ответными мерами в виде снижения поставок нефти, то сейчас в правительстве уже не видят в этом проблемы. Эксперты пока тоже не считают демарш Белоруссии серьезной угрозой для российского рынка бензина, но прогнозируют дефицит в 2016 году, если Москва не отложит запрет на оборот топлива ниже стандарта "Евро-5".
Белоруссия попросила Россию в 2016 году увеличить поставки беспошлинной нефти до 24 млн тонн, сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак. Это на 1 млн тонн выше уровня поставок 2015 года и соответствует утвержденному в рамках межправительственного соглашения 2014 года графику поставок. По словам собеседника "Ъ", знакомого с ситуацией, Белоруссия хочет получать 23 млн тонн нефти по трубопроводу, а остальное — по железной дороге. При этом Минск хочет сократить возврат нефтепродуктов в РФ вдвое, до минимально возможного по договоренностям уровня: 1 млн тонн. До этого в 2016 году были запланированы поставки 2,1 млн тонн. Господин Новак отметил, что российская сторона "анализирует это предложение", но в Минэнерго не видят "большой проблемы в сокращении объема возвращаемых нефтепродуктов, так как изначально объем 2,1 млн тонн был несколько завышенным".
Еще полтора месяца назад представители министерства звучали куда менее лояльно: именно поставки в РФ 1,8 млн тонн бензина в год были главным условием того, что Белоруссия сможет оставлять себе весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти. Изначально страны договорились, что из общей суммы в бюджет республики пойдет $1,5 млрд в год, но в ноябре 2014 года Минск пожаловался на последствия российского налогового маневра, оценив свои потери в $1 млрд. После этого Россия отдала Белоруссии все $2,2 млрд дохода от экспорта.
В мае из-за резкого падения возврата нефтепродуктов, вызвавшего в России рост цен на бензин, Минэнерго РФ грозило Минску сокращением поставок нефти в третьем квартале. Возврат был вдвое ниже минимумов по межправсоглашению. По данным железнодорожной статистики, белорусские производители на 16 июля поставили в Россию всего 399,7 тыс. тонн бензина, хотя годом ранее поставки за январь-июль составляли 977 тыс. тонн, а в целом за прошлый год — 1,66 млн тонн. При этом в самой Белоруссии производство нефтепродуктов только растет. В январе-июне страна подняла выпуск дизельного топлива на 3,9%, до 4,2 млн тонн, бензина — на 2,6%, до 2,2 млн тонн.
Основная причина желания Белоруссии снизить поставки нефтепродуктов в Россию в том, что экспорт сейчас выгоднее, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его словам, Минск больше заинтересован в наращивании переработки беспошлинной российской нефти (бюджет РФ при этом теряет $130-150 с тонны). Снижение возврата бензина само по себе не грозит российскому рынку дефицитом. В последние годы мощности в РФ значительно выросли, их достаточно для удовлетворения спроса, который почти не растет, полагает эксперт, экономически было бы выгодно снизить поставки нефти в Белоруссию. Но и российским заводам выгоднее направлять бензин на экспорт — и если цены на внутреннем рынке не повысятся, то это может в итоге привести к дефициту, как в 2011 году, говорит господин Ежов.
Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" считает, что рынок РФ останется профицитным, только если правительство сохранит оборот "Евро-4". Тогда острой необходимости в бензине из Белоруссии может и не возникнуть. Если же "Евро-4" будет запрещен, то в РФ образуется дефицит примерно в 2,5 млн тонн — и именно о таком объеме поставок нужно договариваться с Минском, продолжает он. По словам эксперта, "если цены в России будут привлекательными, то белорусы станут поставлять товар вне зависимости от обязательств по межправсоглашению". Но, как показал опыт этого года, добавляет господин Турукалов, если это невыгодно, Минск не будет возвращать бензин.