"Компьютершер" сменил регистрацию
Контроль над компанией перешел к частным российским инвесторам
Крупнейший международный регистратор Computershare продает российскую часть бизнеса российским бизнесменам во главе с гендиректором регистратора Р.О.С.Т. Олегом Жизненко. Ранее основным претендентом на покупку называлась Московская биржа. Участники фондового рынка оценивают нынешний вариант сделки более позитивно, так как переход актива к независимым инвесторам не навредит конкуренции на рынке.
В пятницу один из ведущих международных регистраторов, Computershare, сообщил на официальном сайте о достижении договоренности по продаже российского бизнеса независимым инвесторам. "Основной причиной данной сделки является волатильная бизнес-среда для иностранных компаний в России",— говорится в пресс-релизе компании. Инвесторами выступили Олег Жизненко, в настоящее время являющийся гендиректором крупнейшего российского регистратора Р.О.С.Т., и Иван Тырышкин, заместитель председателя совета директоров НП РТС. Их партнерами стали депутат Госдумы Олег Савченко и совладелец Европейской подшипниковой корпорации Александр Москаленко. По словам Олега Жизненко, "каждый из участников сделки получил 25-процентный пакет". Стоимость сделки Computershare и новые владельцы компании не раскрывают. Ранее источники "Ъ" в крупных компаниях-регистраторах на рынке оценивали стоимость компании в 2 млрд руб.
ЗАО "Компьютершер регистратор" входит в международную группу Computershare (с головной структурой в Австралии). Работает на российском фондовом рынке с 1996 года и занимает второе место (после регистратора Р.О.С.Т.) среди регистраторов с рыночной долей 9%. Ведет реестры акционеров более 4 тыс. компаний, среди которых "Норильский никель", ЛУКОЙЛ, "Аэрофлот", НОВАТЭК, "Уралкалий", сотовые операторы "большой тройки".
Участники рынка считают, что причиной продажи российского бизнеса Computershare стало желание властей ограничить деятельность иностранных регистраторов в России. Так как "Компьютершер" был единственным иностранным игроком на этом рынке, фактически речь шла именно о нем. В октябре прошлого года по инициативе председателя комитета Госдумы по вопросам собственности Сергея Гаврилова рабочая группа с участием представителей Минфина, ЦБ, Росфинмониторинга и силовых ведомств провела обсуждение вопроса о деятельности регистраторов с иностранным капиталом в свете национальной безопасности. Господин Гаврилов настаивал на запрете деятельности в России "дочек" иностранных регистраторов и говорил, что вести реестры акционеров системообразующих российских эмитентов должны регистраторы, контролируемые государством (см. "Ъ" от 10 ноября 2014 года). Тогда же возникли разговоры о продаже "Компьютершер". В начале этого года среди основных кандидатов на покупку "Компьютершер" источники "Ъ" называли Московскую биржу (см. "Ъ" от 28 января). По словам зампреда совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев Петра Ланскова, в конечном итоге биржа подошла к вопросу с точки зрения бизнеса и, оценив дополнительные возникающие риски, отказалась от покупки.
Тот факт, что новыми владельцами стали частные инвесторы, а не госструктура, участники рынка восприняли позитивно. Переход крупнейшего регистратора к бирже и Национальному расчетному депозитарию мог бы поставить одного игрока в неравные условия по отношению к другим участникам рынка. Опрошенные эксперты тогда опасались, что крупнейшие компании обяжут держать реестры и отчитываться в одном депозитарии и регистраторе. "Состоявшаяся сделка приведет к тому, что на рынке появится игрок, не связанный с определенными финансовыми группами, что пойдет только на пользу конкуренции среди регистраторов",— считает Петр Лансков.
Эксперты не исключают в дальнейшем слияния регистраторов Р.О.С.Т. и "Компьютершер". "Возможно, первое время компании будут существовать автономно, однако, на мой взгляд, любая покупка совершается с расчетом на получение выгоды от синергии впоследствии",— считает собеседник "Ъ" в одном из регистраторов. Впрочем, другие опрошенные эксперты отмечают, что, возможно, Олег Жизненко, не являясь единственным акционером, не будет вмешиваться в бизнес компании и приобрел ее просто как перспективный актив. Сам господин Жизненко уверяет, что "руководство компании и бизнес-модель меняться не будут". По поводу планов на будущее он призывает не торопиться: "У нас есть возможность изучить различные варианты дальнейшего развития компаний".