Госзакупки теряют остатки обаяния
Минэкономики предлагает контролировать торги ГУПов и МУПов
Новый законопроект Минэкономики может ужесточить правила закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на 2 трлн руб. Это последний крупный сегмент рынка, в котором преобладают "иные неконкурентные способы" госзакупок. Регламентация торгов таких учреждений является частью более масштабного плана ведомства по унификации действий госзаказчиков — часть из них пока все еще полностью выпадает из общих рамок регулирования.
Государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП) могут ужесточить правила проведения госзакупок — соответствующий законопроект был направлен Минэкономики в правительство (есть в распоряжении "Ъ"). Документ, как следует из пояснительной записки, был подготовлен по поручению правительства от 5 мая 2015 года.
Сейчас ГУПы и МУПы проводят закупки по 223-ФЗ - его положения позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности, но оставляют и возможности для коррупционного сговора отдельных заказчиков. Так, часто при формировании закупочной политики заказчики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика - в 2014 году в закупках ГУПов и МУПов таких торгов было 20,1 %, на "иные неконкурентные способы" пришлось 62,3%, что негативно влияет на прозрачность и конкуренцию, отмечают в Минэкономики.
Сейчас в России зарегистрировано 3,7 тыс. ГУПов и 8, 2 тыс. МУПов - совокупный объем их закупок в прошлом году составил 1,844 трлн руб. Большая часть из них (43% или 800 млрд руб.) была потрачена на закупку строительной продукции и услуг, треть (31% или 582 млрд руб.) — на продукцию и услуги обрабатывающей промышленности.
Закупки услуг, связанных с недвижимостью, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, составили 131,8 млрд руб. (7,13%), еще 76 млрд руб. (4%) учреждения потратили на финансовых посредников. Крупнейшими по объему закупок, как отмечают авторы документа, являются ГУП "Московский метрополитен" и ФГУП "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России.
Проект Минэкономики был без замечаний согласован Минфином и ФАС, заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве разработчики обещают представить в правительство позже. Предложение ведомства — часть согласованной с ФАС работы по унификации госзакупок для всех типов заказчиков. Так, "Ъ" уже писал о предложении ведомства усилить контроль для госкомпаний (подробнее см. "Ъ" от 15 июля), а в начале этого месяца правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий упорядочивание возможных для них типов закупок по образцу более жесткого закона о контрактной системе.
Объем госзакупок новой категории заказчиков, который теперь может попасть под контроль Минэкономики и ФАС, составляет 10% госзаказа. Впрочем, как отмечает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь, распространить на ГУПы и МУПы действие 44-ФЗ стоит: нынешнее законодательство является рамочным и позволяет организациям устанавливать собственные правила закупок, что открывает неограниченные возможности для коррупции. По ее словам, юристы фонда сталкивались с недобросовестными закупками тех учреждений, которые упоминает Минэкономики. "Мы обращались в ФАС с жалобой на одну из закупок "Московского метрополитена" суммой более 5 млрд руб., однако ведомство отказало нам в рассмотрении. При более жестком законодательстве у ФАС было бы больше оснований расследовать это дело",— поясняет госпожа Соболь.
Нормы 44-ФЗ нужно распространить не на всю массу таких учреждений, а на отдельные категории, отмечает первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. "Если ГУПам и МУПам необходимо предоставлять услуги и оптимизировать их себестоимость, они и так вынуждены экономить на закупках,— говорит он.— Например, к таковым относятся организации, работающие в сфере транспорта или ЖКХ". Однако часть ГУПов и МУПов действительно нуждается в большем контроле со стороны государства, так как они могут быть посредниками при закупках ведомств и проводить их торги.
"Минэкономики выбрало правильное направление действий, однако нужно действовать до конца. ГУПы и МУПы не последняя категория, закупки которой сейчас не контролируются",— говорит Любовь Соболь. По ее словам, вне действия и 44-ФЗ, и 223-ФЗ пока полностью остаются автономные некоммерческие организации — в частности, одним из организаторов Универсиады в Казани в 2013 году стоимостью около 300 млрд руб. являлась как раз такая организация. Другой пример — Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. "К такому типу организаций с неконтролируемыми госзакупками относятся и ФГУПы Спецстроя, один из которых являлся генподрядчиком ремонтных работ, проводившихся в обрушившейся в Омске казарме учебного центра ВДВ",— добавляет Любовь Соболь.
"Опасения министерства вызывает не доля ГУПов и МУПов на рынке госзакупок, а более масштабная проблема финансирования через эти предприятия бюджетных строек путем перечисления им субсидий, чем наиболее активно пользуются власти субъектов РФ",— пояснил "Ъ" курирующий вопросы госзакупок замглавы Минэкономики Евгений Елин. Такая схема, по его словам, позволяет ГУПам и МУПам бесконтрольно заключать контракты у единственного поставщика или в рамках 223-ФЗ, осваивая миллиардные ассигнования. "Другие виды подведомственных властям структур и автономных некоммерческих организаций пока в поле зрения министерства не попадали, но мы изучим эти проблемы",— отметил он.