"В случае кризиса рекламный рынок входит в рецессию раньше других"
Российские телезрители стали реже видеть рекламу машин и майонеза. Сразу семь компаний ушли с экранов телевизоров в 2015 году. Среди них — Peugeot Citroen, "Тинькофф Банк", "Валента Фарм" и Нижегородский комбинат. Причиной этого стала острая реакция рекламного рынка на экономическую ситуацию в стране, уверены собеседники "Коммерсантъ FM".
В российском телеэфире стало меньше майонеза и машин. Семь крупнейших рекламодателей отказались от продвижения на ТВ с начала с 2015 года. Об этом говорится в исследовании компании Media Logics, проведенном по заказу РБК. Эксперты выясняли, чья реклама исчезла из сетки вещания федеральных каналов. Учитывались только компании из первой сотни по объемам закупленной рекламы.
Пять компаний по итогам полугодия отказались от телерекламы полностью: автопроизводитель Peugeot Citroen, "Тинькофф Банк", банк "Восточный экспресс", фармацевтическая компания "Валента Фарм" — производитель марок "Граммидин" и "Зорекс", а также Нижегородский комбинат — он выпускает продукцию под брендом "Ряба" и "Хозяюшка". Еще две сократили почти все свои закупки, оставив незначительную часть рекламы. Это производитель электроники LG и автоконцерн General Motors. При этом последний решил свернуть бизнес в России. В середине весны из телеэфира ушли еще несколько компаний. Среди них автоконцерн Jaguar Land Rover и Oriflame. Некоторые рекламодатели покидали эфир в начале года, однако возобновили закупку рекламы. Так поступили, например, автомобильные концерны Toyota, Ford Motor и BMW. При этом Ford и BMW после трехмесячного простоя резко увеличили закупки — на 206 и 286% соответственно. Исследование рынка проводилось на основе измерений компании TNS Russia.
Ситуация на рынке рекламы России ухудшается, поскольку этот вид бизнеса очень остро реагирует на происходящее в экономике. Это отметил президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин.
"Рекламный рынок — это зеркало рынка как такового, и, как правило, рекламный рынок в случае кризиса входит в рецессию раньше других, а выходит последним. Никто никогда не будет рекламировать себя и свою продукцию, если у него не на что рекламировать. Ведь реклама не является двигателем торговли, реклама — катализатор двигателя торговли. Первое, на чем привыкли экономить, — как раз на катализаторе", — отметил Еремин.
Расстановка сил на рынке телерекламы действительно меняется, признал директор рекламного агентства СТРОНГ Дмитрий Сендеров. Однако оттока рекламодателей нет и не будет, подчеркнул эксперт.
"Цыплят по осени считают: многие компании, которые не размещают свою рекламу в первое полугодие, планируют мощные, серьезные, большие рекламные вложения осенью. Более того, если судить о заполняемости эфирного времени на осень, я как практик скажу вам, что уже сейчас на ведущих телеканалах крайне сложно найти места для хорошего размещения — места выкуплены. Кто-то уходит, кто-то приходит, это нормальная бизнес-ситуация, которая была и будет вне зависимости от кризиса", — рассказал "Коммерсантъ FM" Сендеров.
У крупнейших покупателей телерекламы в этом году сменился лидер. Им стала швейцарская фармацевтическая компания Novartis. На втором месте — продовольственная корпорация Mars. На третьем — Reckitt Benckiser — производитель косметики и товаров для дома. В прошлом году первой была PepsiCo, сейчас производитель напитков занимает только четвертую позицию.