"Мостострой N 6" просчитался
Финансовые трудности в компании объяснили заведомо убыточными контрактами со Смольным
На прошлой неделе стало известно , что крупнейший игрок рынка дорожного строительства Петербурга — компания "Мостострой N 6" — испытывает финансовые трудности. Свои сложности в компании объясняют заведомо убыточными контрактами со Смольным и возросшей нагрузкой по выплате кредитов. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры, который является заказчиком работ, парируют, что предприятие могло и не являться на конкурсы, если заранее считало их нерентабельными. Там добавили, что "Мостострой N 6" получил от города около 500 млн рублей аванса на работы по строительству развязки в Репино и тоннеля на Синопской набережной и пока эти деньги не освоены. Между тем игроки рынка считают, что без индексации стоимости текущих контрактов череда банкротств на петербургском инфраструктурном рынке продолжится.
На прошлой неделе на городские транспортные форумы просочилось объявление, адресованное акционерам ОАО "Мостострой N 6", с информацией о том, что 27 июля в офисе ОАО "Мостострой N 6" пройдет внеочередное собрание акционеров, на котором будет рассматриваться вопрос о добровольной ликвидации общества. Вчера также в сети появилось письмо директора по персоналу "Мостостроя N 6" Николая Кириллова. В тексте, разосланном сотрудникам предприятия, финансовые проблемы крупнейшего дорожно-строительного подрядчика Петербурга объясняются заведомо убыточными контрактами, которые компании якобы навязал комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ).
"Наша компания является одним из самых крупных налогоплательщиков по Северо-Западу (более 1 млрд рублей налоговых платежей в год). Но в последние несколько лет ряд крупных контрактов, навязанных нам КРТИ, привел к тяжелому финансовому положению нашей компании. На сегодняшний день завершение некоторых контрактов на нынешних условиях может привести к убыткам из-за низких сметных расценок", — говорится в документе.
Среди проблемных объектов называются завершение за НПО "Космос" работ по строительству тоннеля на Синопской набережной, где стоимость контракта была снижена на 200 млн рублей (общая стоимость объекта составляет 1,1 млрд рублей), возведение транспортной развязки в Репино (снижение стоимости работ составило 180 млн рублей), строительство развязки на пересечении проспекта Непокоренных и Пискаревского проспекта (стоимость работ уменьшена на 350 млн рублей). Таким образом, общий убыток от этих строек составляет около 730 млн рублей. Стоит отметить, что в портфеле компании в Петербурге есть также два контракта по реконструкции набережной Обводного канала (3 млрд и 1,5 млрд рублей соответственно). В документе отмечается, что руководство предприятия ведет переговоры с администрацией города по поводу пересмотра стоимости контрактов, а также переговоры с банком по поводу реструктуризации задолженности.
В КРТИ утверждают, что цена по контракту на строительство тоннеля на Синопской набережной и развязки на пересечении Непокоренных и Пискаревского не уменьшалась. На строительство путепровода в Репино цена была снижена на 180 млн рублей после повторной экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России", но при желании подрядная организация могла предложить расторгнуть контракт уже тогда. Что касается стоимости проведения работ, то в ведомстве отмечают, что потенциальный подрядчик, заявляясь на участие в конкурсе, самостоятельно осуществляет подготовку документации, рассчитывая свои финансовые возможности и риски.
"В целом "Мостострою N 6" были выданы авансы на строительство путепровода в Репино и тоннеля на Синопской набережной в размере 500 млн рублей, которые до сих пор не были закрыты", — подчеркивают в КРТИ.
Между тем участники рынка прогнозируют, что после ухода с рынка компании "Мостоотряд N 19" череда банкротств может продолжиться: пик экономической нестабильности еще не наступил, а прибыльность подрядных организаций уже находится на грани рентабельности.
"Из-за кризиса выросли цены буквально на все — на строительные материалы, технику, привлечение кредитов. При этом власти не хотят компенсировать рост себестоимости. Сейчас нужна помощь Смольного, в том числе и по индексации стоимости текущих контрактов на реальную величину инфляции. Возможно, выделение каких-то субсидий на возмещение затрат по обслуживанию кредитов", — говорит один из собеседников "Ъ" в компании "АБЗ-Дорстрой", добавляя, что на сегодняшний день среднее расхождение сметной стоимости строительства с реальными рыночными расценками составляет 15-20%.
Действительно крупных конкурсов на новое дорожное строительство в текущем году было объявлено не так много. Среди них строительство набережной Макарова за 10 млрд рублей (разделено на несколько этапов), возведение моста в районе острова Серный (8,9 млрд рублей), ремонт Тучкова моста (2,3 млрд рублей), работы по строительству транспортного обхода Красного Села (3,2 млрд рублей).
В сложившейся ситуации многие компании начинают выходить за пределы регионального рынка и берут контракты с меньшей стоимостью. Аналогичным образом поступил и "Мостострой N 6". Судя по базе контрактов, предприятие активно набирало относительно небольшие по стоимости тендеры в Псковской, Ленинградской, Новгородской и Калининградской областях. При этом не все заказчики остались довольны проведенными компанией работами. В частности, по данным местных СМИ, губернатор Калининградской области Николай Цуканов неоднократно заявлял, что компанию "Мостострой N 6" больше нельзя допускать к местным заказам. Глава региона остался недоволен качеством работ сразу на нескольких объектах. Среди них реконструкция променада в Зеленоградске, строительство обхода города Советска и завершение строительства очистных сооружений в Калининграде — последний контракт с компанией был расторгнут из-за недостатка финансирования.