На два экрана

Экспертиза

Интернет-аудитория не отличается от общества в целом

Светлана Борисова, руководитель проекта ФОМ-рунет

Некоторое время назад в ходу были такие понятия, как "партия телевидения" и "партия интернета". Подразумевалось, что у пользователей Сети должен быть какой-то принципиально иной набор ценностей, взглядов и предпочтений, нежели у потребителей "трафика" Останкинской телебашни. Однако оказывается, что это не совсем так. Доля "чистой" интернет-аудитории, отказавшейся от просмотра телевизора, ничтожно мала — около 1 процента населения. И, по сути, "активные" аудитории телевидения и интернета пересекаются на 70-80 процентов, то есть расхождения по "партиям" не произошло. Конечно, есть некоторое количество пользователей Сети, которые придерживаются более либеральных взглядов и оппонируют риторике телевизора, но такие люди были в обществе всегда: их появление с проникновением интернета никак не связано. Как правило, это жители столиц, пользующиеся Facebook и практически отказавшиеся от просмотра ТВ. Точно так же есть телезрители, которые интернет не любят или в глаза не видели, например пенсионеры из провинции. Можно ли их назвать "партией телевизора"? Вряд ли, ведь просмотр телевизора будет далеко не главной их характеристикой, они отличаются от других групп населения еще и социально-демографически. Так что основная масса интернет-аудитории — это те же телезрители, только пересевшие за экраны компьютеров.

Характерно, что сама свобода доступа в интернет не рассматривается российскими пользователями как ценность, за которую стоит бороться. В случае ее утраты, как мы выяснили в наших опросах, людей будет волновать не правовая или гуманитарная сторона вопроса, а чисто практические потери: придется дольше искать товары в магазинах, станет сложнее общаться с друзьями, получать информацию. То есть россияне в этом случае предполагают приблизительно те же неудобства, какие они испытали бы при отключении телефонной связи.

Пока из тех фактов, которые нам доступны, складывается такая картина: интернет-аудитория растет, но ее качественные изменения незначительны. Чем больше она растет, тем больше она напоминает общество в целом. В связи с этим остро стоит вопрос об элементарном просвещении массовых пользователей, обучению их навыкам безопасной работы в интернете. Потому что в конечном счете безопасность Сети зависит как раз от пользователей, от их умения ориентироваться в интернет-пространстве и отвечать за него. Желание россиян переложить эту ответственность на государство объяснимо, но вряд ли оправданно.

Вся лента