Невыученные уроки
Размышления председателя Госдумы Сергея Нарышкина
История напоминает: войну много проще начать, чем остановить
Первого августа наша страна в третий раз отметит День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. Современники назвали ее Великой войной, потрясенные не только крупными сражениями, но и огромными жертвами и беспрецедентно драматическими последствиями. Появление даты ее начала в нашем календаре — стало символом возвращения исторической памяти.
За три года, и прежде всего — к столетию начала Первой мировой, в городах России и на местах сражений появились памятники и мемориальные знаки. Причем в значительной степени благодаря общественным, народным пожертвованиям. Страна больше узнала о подвигах и местах захоронения тех, кто отдал за нее жизнь сто лет назад. Был возвращен на родину прах первого верховного главнокомандующего той войны великого князя Николая Николаевича. В соответствии с его волей верховный главнокомандующий упокоен рядом со своими солдатами, в Москве на Братском воинском кладбище на Соколе.
Значение тех героических и трагических событий стали осмыслять не только профессиональные историки и документалисты, но и авторы художественных книг и фильмов. Все это подтверждает, что отношение общества к ранее забытым страницам своего прошлого действительно меняется.
Для подготовки и проведения памятных мероприятий, посвященных Первой мировой, был создан российский оргкомитет, возглавить который выпала честь мне. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить коллег — историков, работников музеев и архивов, представителей органов власти, творческих и общественных деятелей — за тот вклад, который они вносят в общее важное дело.
Уважение к истории не может быть "выборочным" — и потомки обязаны помнить как о победах, так и о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю предков.
Пройдено столетие начала, но еще не столетие всей войны — и наш оргкомитет продолжает свою работу. Необходимо завершить многие начатые проекты, например связанные с оцифровкой архивов, поиском и увековечением имен героев. А каждый день, по сути, продолжает цепочку столетних годовщин Первой мировой. Знание об этих сложных, трудных моментах и периодах необходимо нам не только для ответа на старые вопросы, но и для предупреждения будущих угроз мирному развитию нашего государства.
Одним из самых драматических для России стал 1915 год. Противник поставил цель вывести нашу страну из войны и направил свой главный удар именно против нее. Русские войска, противостоявшие Германии и Австро-Венгрии, были вынуждены отступать. И все же армия — хотя и очень дорогой ценой — выдержала беспрецедентный натиск и заняла новые рубежи обороны.
В 1915 году не только в России, но и во всей Европе начали осознавать, что характер конфликта и его сроки оказались совсем иными, чем предполагалось летом 1914-го. Исчерпание предвоенных запасов вооружения — только один, но весьма показательный факт. Первое применение химического оружия, первые месяцы неограниченной подводной войны, первые деяния, официально названные преступлением против человечности,— все это 1915 год. И тем не менее в войну продолжали втягиваться новые участники с обеих сторон. Наверное, это можно назвать инерцией, но можно и логикой противостояния. Сегодня мы знаем, что 1915 год был еще даже не серединой Мировой войны. Ее оказалось много проще начать, чем остановить, найти выход.
Жизнь убеждает, что этот вывод относится и к "холодным" войнам. Печально, что многие совместно разработанные планы международного сотрудничества, которые связаны с памятью о Первой мировой, год назад были заблокированы по воле западных политиков. И это произошло в то самое время, когда общественный и экспертный диалог мог хотя бы отчасти восполнить дефицит межгосударственного взаимопонимания. Тем не менее весной этого года я призвал историков, правоведов, политологов разных стран создать международную комиссию по изучению и оценке последствий Первой мировой войны.
Увы, искажение прошлого по-прежнему остается одним из инструментов антироссийской политики. В этом пришлось еще раз убедиться совсем недавно — в ходе празднований 70-летия Великой Победы. Наши оппоненты боятся непредвзятого обсуждения исторических фактов — ведь вслед за этим придется открыть глаза на те тревожные события, которые продолжают происходить в Европе и за ее пределами сейчас. Заставить себя задуматься о реальных причинах и возможных последствиях они не хотят.
Очень жаль, что уроки той войны еще многими на Западе остались невыученными.