Регион углубился в займы
В июне государственный долг Самарской области показал рекордный за 2015 год рост
Уровень госдолга Самарской области увеличивается, и за июнь 2015 года он вырос на 4,5 млрд рублей. Долговые обязательства региона к 1 июля 2015 года достигли 58,7 млрд рублей, или около 43 % от запланированных доходов бюджета субъекта. Несмотря на то, что в июне долги региона показали максимальный рост, эксперты не считают долговую нагрузку на бюджет области критичной. Более того, по информации аналитиков, текущий уровень долговой нагрузки области ниже, чем в целом по России. К концу года, предполагают эксперты, госдолг региона может достичь 50 % от доходов бюджета.
За июнь 2015 года объем государственного долга Самарской области вырос на 4,5 млрд рублей и по состоянию на 1 июля составил 58,7 млрд. Об этом сообщается на официальном сайте министерства финансов РФ. В структуре госдолга региона 34,2 млрд рублей занимают ценные бумаги, 14,8 млрд — банковские кредиты, 16,4 млн — госгарантии, 9,7 млрд рублей — бюджетные кредиты. В процентном соотношении объем государственного долга Самарской области составляет 42,7 % от запланированных доходов областного бюджета (137,4 млрд рублей. — „Ъ“). Рост объема госдолга к январю 2015 года составил 5,3 млрд рублей. Для сравнения: в июле 2014 года долговые обязательства Самарской области были равны 37,1 млрд рублей, или 26 % от объема запланированных доходов.
Напомним, в ноябре 2014 года при обсуждении проекта бюджета региона на 2015-й и плановый период 2016/17 годов представители фракции КПРФ в губернской думе выступили резко против принятия бюджета в первом чтении именно из-за роста госдолга.
«Если к 2012 году он составлял 32,3 млрд рублей, то в 2017 году эта цифра удвоится и достигнет 64 млрд рублей», — подчеркивал тогда председатель фракции КПРФ, заместитель председателя думы Виталий Минчук. Согласно проекту бюджета на 2015-й и плановый период 2016/17 годов, госдолг Самарской области по итогам 2015 года увеличится на 8,57 млрд рублей, или на 16,1 %. Всего за три года госдолг региона, согласно проекту бюджета, должен вырасти на 10,8 млрд рублей, или на 20,4 %.
Виталий Минчук в ноябре 2014 года обратил также внимание на то, что вырастет и обслуживание госдолга. «В 2015 году эти расходы увеличатся в 1,4 раза против 2014 года и составят 5,1 млрд рублей, что равноценно расходам по трем отраслям — ЖКХ, культуре и спорту вместе взятым», — заявлял тогда господин Минчук. Также он подчеркивал, что ежегодно вместе с госдолгом увеличивается и заложенный в бюджете порог управляемости госдолгом. «Так, при формировании проекта бюджета области на 2007–2009 годы порог управляемости госдолгом был обозначен на уровне 35 % от доходной части бюджета, при формировании бюджета на 2009–2011 годы — поднялся до 40 %, год назад он был определен в 50 %, сейчас эта цифра увеличена до 55 %», — отмечал Виталий Минчук.В итоге фракция КПРФ проголосовала против принятия бюджета в первом чтении.
Представители регионального минфина тем временем поясняли, что не видят поводов для опасений. На одном из профильных комитетов при обсуждении документа заместитель министра управления финансами Самарской области Елена Зябкина пояснила, что, согласно Бюджетному кодексу, порог управляемости госдолгом может достигать 100 % от собственных доходов бюджета. «Мы по всем рейтингам — и по уровню госдолга, и по его объему, и по размерам его обслуживания — выглядим достаточно достойно. В отношении Самарского региона у минфина (РФ. — „Ъ“) опасений нет, ситуация вполне управляема. Кроме того, у нас четкий принцип — мы занимаем только на развитие, на капитальные вложения, и мы этого принципа придерживаемся и в предстоящей трехлетке», — заверила Елена Зябкина.
Вчера в региональном министерстве финансов получить комментарий не удалось — на запрос „Ъ“ не ответили. Президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко в беседе с „Ъ“ подчеркнул, что при анализе ситуации с госдолгом региона нужно учитывать, что лето — разгар строительного сезона, время заключения и закрытия многочисленных контрактов на различные строительно-ремонтные работы. «Эти заимствования могут быть связаны, насколько я могу предположить, именно с вопросами расчетов по строительным контрактам. Это означает, что РФ, которая подвигла нас на участие в подготовке к ЧМ, задерживает выделение средств или отказывается от софинансирования. Ведь действительно федеральный бюджет сокращает свои финансовые вливания в регионы, и не только в Самарскую область», — рассуждает господин Яковенко. В продолжение он напомнил, что в конце весны Минфин РФ выдвинул требование к нескольким регионам, в числе которых и Самарская область, о досрочном погашении бюджетных кредитов. Все это, по его мнению, могло сказаться на росте госдолга региона. При этом сам объем долговых обязательств, по мнению Дмитрия Яковенко, не является критичным с точки зрения нагрузки на бюджет и не нарушает Бюджетный кодекс.
По словам аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антона Сороко, текущий уровень долговой нагрузки Самарской области ниже, чем в целом по РФ, что предполагает более здоровую ситуацию в области в ближайшие несколько лет, а также низкие риски дефолта региона по долговым обязательствам. «В то же время полагаем, что данный показатель в ближайшее время продолжит расти из-за невозможности выполнять ключевые социальные обязательства без дефицита, который придется финансировать за счет эмиссии нового долга», — рассуждает господин Сороко. По его мнению, региональному правительству стоит задуматься над сокращением наиболее нерациональных (неэффективных) затрат с целью минимизации дефицита бюджета. По итогам 2015 года объем госдолга региона, как предполагает Антон Сороко, может вырасти до 50 %.