Десять дней до ставки
Инфляционные и девальвационные ожидания граждан начали расти еще в июне
В июне Банк России зафиксировал первый после трехмесячной стабилизации всплеск инфляционных и девальвационных ожиданий домохозяйств на основе опросов фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Они проводились 18-21 июня 2015 года. Их данные традиционно используются советом директоров ЦБ в качестве инструмента обратной связи с гражданами. Скачок тарифов, слабеющий рубль и дешевеющая нефть на фоне стабилизации промышленного спада в июне, вероятнее всего, вынудят совет директоров ЦБ 31 июля пойти на косметическое снижение ключевой ставки.
В июньском выпуске мониторинга инфляционных ожиданий и потребительских настроений домохозяйств ЦБ фиксирует первые их заметные ухудшения после стабилизации в марте--мае 2015 года. Опросы ФОМ фиксируют, что, хотя оценки роста цен в июне по сравнению с маем улучшились, одновременно ухудшаются ожидания инфляции на ближайший месяц: доля респондентов, которые ожидают роста цен, сокращаться перестала — хотя ее снижение было устойчивым в январе--мае 2015 года. Вместе с этим выросла средняя оценка инфляции, ожидаемой через год: с 14,3% в мае до 15%, что более чем вдвое превышает цель ЦБ (текущую среднегодовую инфляцию респонденты оценивают в 27-28%).
В июне "существенным образом изменились" и ожидания населения относительно динамики курса рубля. "Резко сократилось число тех, кто ожидает снижения курса доллара через год, и пропорционально выросла доля респондентов, полагающих, что курс доллара по отношению к рублю будет расти",— отмечают авторы исследования. На этом фоне выросла доля граждан, считающих, что "доходы не растут, а цены растут" (оценка касается как прошлого, так и будущего). Столь же нерадостными на том же горизонте оказались и оценки домохозяйствами макроэкономических показателей на ближайшие год и пять лет. Впрочем, потребительские установки улучшились. В июне большая доля респондентов ФОМ стала считать нынешнее время подходящим для крупных покупок даже в кредит — что объясняется замедлением инфляции и ростом спроса на отдых, ремонты и строительство (см. "Ъ" от 20 июля). В июне номинальный рост банковских депозитов домохозяйств составил 2,6% только за счет переоценки их валютной части, хотя граждане сняли с валютных вкладов порядка $300 млн, оценили в ЦМАКП.
К 31 июля скачок тарифов, слабеющий рубль и дешевеющая нефть на фоне стабилизации промышленного спада (см. "Ъ" от 16 июля), вероятнее всего, заставят совет директоров ЦБ снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов (б. п.), хотя последние четыре раза снижение составляло 100-200 б. п., сходятся во мнении аналитики инвестбанков. В июле инфляционные и девальвационные ожидания продолжат расти, а оценки благосостояния — ухудшаться.