"Бесконечная череда подлогов — типичная ситуация для антикварного рынка Китая"
В Китае разоблачили художника-фальсификатора, который воровал картины из галереи, подменяя их копиями. Подделкой живописи занимался библиотекарь Гуанчжоуской академии изобразительного искусства. Ему удалось сделать настолько точные реплики старых работ, что подмену никто не замечал на протяжении нескольких лет. Интрига в том, что со временем сам мошенник обнаружил, что стали пропадать уже и его подделки. Кто-то подменял их новыми фальшивками. Причем библиотекарь остался недоволен их качеством. Подробности — у Светланы Беловой.
Библиотекарь Сяо Юань на суде признался, что за два года украл из галереи 143 картины. Но голых стен за собой не оставлял — подменял работы китайских мастеров собственными картинами. Фальсификатор, кстати, отметил, что в галерее уже и до него выставлялись подделки, он сам наткнулся на такие копии. Потом какой-то подражатель стал перерисовывать и самого библиотекаря. Бесконечная череда копирований и подлогов — это очень типичная ситуация для антикварного рынка именно Китая, пояснил директор портала Art Investment Константин Бабулин.
"Практика или культура подделывания у них родилась гораздо раньше, чем у нас, европейцев, я имею в виду. Поэтому в XVI веке подделывали то, что ценилось в XV, в XVII — то, что в XVI. При этом китайцы вообще патриоты во всем, и в своих культурных ценностях, наследии, в первую очередь, поэтому здесь и ценят они свое больше, и подделывают они сами свое больше", — отметил Бабулин.
Коллекционеры и искусствоведы КНР к подделкам своих художников относятся довольно лояльно. Так, например, самым успешным национальным мастером признан Чжан Дацянь. Он написал огромное количество картин — около 40 тыс., при этом не гнушался подделкой. А в 2011-м Чжан Дацянь установил рекорд по продажам, потеснив с первого места многолетнего лидера — Пабло Пикассо. В тот год аукционные дома продали работ китайца на $500 млн.
В европейском искусстве также встречаются копии, которые ценятся больше иных оригиналов. Например, только благодаря голландцу Хансу Мемлингу сегодня можно судить о шедевре Хуго ван дер Гуса. Один художник копировал работу другого и позже эти подделки стали самостоятельными ценностями, пояснила учредитель Институт арт-бизнеса и антиквариата Ирина Колосова.
"Оригинала работы ван дер Гуса "Снятие с креста" не сохранилось, а копия его работы будет стоить дороже, чем, например, работа художника того же периода", — отметила Колосова.
В русском искусстве самыми уязвимыми считаются художники-авангардисты. В прошлом году, например, разгорелся скандал в Италии на выставке "От кубофутуризма до супрематизма". Эксперты утверждали, что все 60 произведений в экспозиции — подделка с сомнительным провенансом. В подобных спорных случаях галерейщики и аукционисты обычно винят экспертов, давших заключение о подлинности произведения. Безошибочный метод определения фальшивок придумали в России. Нужно только определить в краске следы техногенных изотопов. Если картина написана после 1945-го года, когда проводили испытания ядерных бомб, изотопы выдадут новодел, пояснила в эфире "Радио Свобода" искусствовед Елена Баснер.
"Этот изотопный тест для произведения русского авангарда — это панацея. Если вещь чистая, то она как бы уже и авторская, потому что невозможно себе представить, чтобы кто-нибудь подделывал Удальцову или Розанову в 20-30-е годы, это лишено смысла", — уверена Баснер.
Этому методу, однако, доверяют не все специалисты. Кроме того, и сами исследователи отмечают, что на графике, темпере или акварели изотопные тесты не работают. Кстати, Елена Баснер сама же может служить ярким примером несовершенства экспертных оценок. Ее — эксперта русской авангардной живописи с мировым именем — в прошлом году судили за ложное заключение о подлинности картины Бориса Григорьева "В ресторане". Коллекционер Андрей Васильев отдал за фальшивку $250 тыс. А позже выяснилось, что оригинал этой работы Григорьева уже 30 лет хранится в запасниках Русского музея, на публику никогда не выставлялся и вообще имеет другое название – "Парижское кафе". Елена Баснер виновной себя не признала и после скандала с этой картиной вообще ушла из профессии.