"Лучшее, что может быть, — если автомобиль сможет брать управление на себя"

Производители автомобилей Lexus научили машину считывать пульс водителя. В австралийском подразделении компании представили концепт спорткара, который светится в ритме сердцебиения шофера. Новая технология позволяет другим участникам дорожного движения оценить эмоциональное и физическое состояние соседа по полосе. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Александр Кряжев, Коммерсантъ

Компания Lexus предлагает объединить человеческое сердце и автомобильный пламенный мотор. Поворот ключа в замке зажигания активирует специальный монитор, который сканирует физиологические показания человека за рулем. Эти данные отправляются на бортовой компьютер, затем — на внешнюю поверхность авто. Там, на электролюминесцентном покрытии, в ритме сердца бьются световые всполохи. Авторы идеи считают, что "пульсирующий" автомобиль на дороге продемонстрирует связь человека и машины и, кроме того, наглядно сообщит о психоэмоциональном состоянии водителя. Предполагается, что так "умная" машина может предупредить других участников движения о том, что водитель себя плохо чувствует, ему нужна помощь и существует угроза ДТП. Однако многие эксперты идею светящегося авто не поддержали. Во-первых, это будет отвлекать от дороги. Во-вторых, это будет мешать распознавать сигналы светофоров. И вообще, излишне самостоятельные машины способны даже навредить их владельцам, полагает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

"Лучшее, что может быть, — это, конечно, если автомобиль сможет брать управление в свои руки, и если понимает, что им уже никто не управляет, он хотя бы останавливается, съезжает с дороги и не сталкивается с другими автомобилями. Но здесь есть и обратная сторона: когда человек, может быть, чувствует себя неважно, он хочет остановить автомобиль или съехать, а автомобиль становится неуправляемым", — отметил Канаев.

Научить машины следить за здоровьем водителя пытаются сразу несколько автомобильных брендов. Главная задача — снизить количество аварий, происходящих из-за рассеянности или плохого самочувствия шофера. Системы считывания данных могут быть вмонтированы в рулевое колесо или в кресло водителя. Они отслеживают пульс, частоту дыхания, активность головного мозга.

Тестирование подобных разработок уже проводят BMW, Ford и Jaguar. Некоторые технологии позаимствованы у NASA, сообщила директор по маркетингу и продукту компании "Jaguar Land Rover Россия" Елена Кравец.

"Эти датчики, смонтированные на передней панели автомобиля, отслеживают взгляд, мимику. Таким образом они способны распознавать момент потери водителем внимания, или усталость, или другие отвлекающие факторы. Например, если человек едет, посмотрел, отвлекся на что-то, эти датчики могут быстро ухватить реакцию человека и принять управление автомобилем на себя", — рассказала Кравец "Коммерсантъ FM".

Первое, что делает автомобиль, когда обнаруживает, что водителю стало плохо или он испытывает стресс, — блокирует телефонные звонки, гасит громкость радиоприемника. В особо тяжелых случаях он включает аварийную сигнализацию и плавно останавливается. По статистике, до 80% всех ДТП происходят по вине самих водителей. Скажем, пьянство за рулем лишь на шестом месте в списке причин. Все чаще стали появляться сообщения о том, что водитель умер прямо во время движения. Причина — внезапная остановка сердца. Исследователи компании Ford считают, что подобные случаи будут только учащаться. Дело в том, что водители, по крайней мере, в Европе, стремительно стареют. По прогнозам, через несколько лет каждый третий европеец за рулем будет старше 65 лет. Такие люди часто страдают диабетом и заболеваниями сердца. У пожилых вероятность попасть в ДТП из-за проблем со здоровьем на 23% выше, чем у водителей помоложе.

Вся лента