Сенатор предложил создать госорган для защиты имущества России за рубежом
Константин Добрынин опасается повторения «пути экс-бенефициаров ЮКОСа»
Сенатор Константин Добрынин предложил создать в России специальный орган власти, который сможет вмешаться в ситуацию, когда накладывается арест на российское имущество за рубежом. Таким образом он хочет защитить Россию от компаний и госструктур, которые попытаются «повторить путь экс-бенефициаров ЮКОСа». Однако в думском комитете по собственности эту меру считают «совершенно излишней».
Заместитель главы комитета Совета федерации (СФ) по конституционному законодательству Константин Добрынин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо (есть у “Ъ”), в котором предложил создать в России специальный механизм для защиты государственного имущества за рубежом. Речь идет о создании «либо уполномоченного государственного органа, либо специального представителя, который возьмет на себя управление рисками» в случае, если зарубежная госструктура или корпорация захочет «попытаться повторить путь экс-бенефициаров ЮКОСа». По мнению сенатора, в ситуации с арестом российского имущества за рубежом по иску бывших акционеров ЮКОСа власти продемонстрировали «низкий уровень координации усилий», а также «кулуарный и хаотичный способ принятия стратегически значимых решений в закрытом административном режиме».
Новый институт, по замыслу Добрынина, нужно наделить полномочиями по координации работы Минфина, Минюста, МИДа и Центробанка, к компетенции которых относятся «возможные юридические и финансовые последствия развития ситуации» вокруг дела ЮКОСа и подобных ему дел. Создан он должен быть, по замыслу господина Добрынина, федеральным законом или указом президента.
Однако заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Оганес Оганян считает предлагаемую господином Добрыниным меру «совершенно избыточной». «Я не очень понимаю цель создания этого органа»,— сказал он “Ъ”, добавив, что решение проблемы арестов российского имущества за рубежом лежит «совсем в другой плоскости». Депутат напомнил, что для разрешения подобных споров существуют международные арбитражные суды.
Отметим, в минувший вторник комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, который позволяет России арестовать имущество любого государства на своей территории в зависимости от объемов российского имущества, которое арестовали в этом государстве (см. “Ъ” от 22 июля). Однако господин Добрынин заявил, что принятие этого законопроекта не решит проблему до конца. Он предложил пойти дальше — разработать новую международно-правовую конвенцию, которая закрепит право любого государства арестовывать зарубежное имущество на своей территории в ответ на арест своего имущества в этой стране.
Напомним, в середине июня ряд стран Евросоюза наложил арест на российское имущество в связи с иском бывших акционеров «ЮКОСа» (см. “Ъ” от 18 июня). Сначала по иску «ЮКОС Юниверсал Лимитед» на €1,65 млрд российское имущество арестовала Бельгия, следом за ней на этот шаг пошла Франция. В российском МИДе тогда назвали действия французских и бельгийских властей «грубым нарушением норм международного права», а помощник российского президента Андрей Белоусов пообещал, что Россия будет оспаривать эти решения.
Российское имущество поищут в Великобритании
Глава Group Menatep Limited (представляла экс-владельцев ЮКОСа в Гааге) Тим Осборн 23 июня сообщил, что истцы обратились в Высокий суд Лондона и «у России есть около двух месяцев, чтобы подать свой отзыв». Он пояснил, что, в отличие от Франции и Бельгии, в Лондоне «нужно провести полный судебный процесс, прежде чем наложить арест на активы». Читайте подробнее
Орган неисполнительной власти
Конституционный суд (КС) 14 июля расширил свои полномочия, определив себя в качестве инстанции, которая может разрешить президенту, правительству и другим государственным органам не исполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в том числе о выплате акционерам ЮКОСа €1,9 млрд. Читайте подробнее