"Новапорт" потянуло на восток
Холдинг претендует на аэропорты Иркутска, Омска и Южно-Сахалинска
Аэропортовый холдинг "Новапорт" Романа Троценко претендует на покупку сразу трех региональных аэропортов — в Омске, Иркутске и Южно-Сахалинске. Это последние из наиболее привлекательных для инвесторов нераспределенных аэропортов в регионах. Впрочем, планы развития их всех неоднократно пересматривались и откладывались на протяжении последних десятилетий.
Аэропортовый холдинг "Новапорт" планирует участие в конкурсах на покупку аэропортов Иркутска, Омска и Южно-Сахалинска, если их выставят на продажу, заявил вчера глава компании Сергей Рудаков. Источник "Ъ", близкий к "Новапорту", пояснил, что все три аэропорта обладают "рядом привлекательных факторов". По его словам, аэропорт Иркутска демонстрирует стабильные финансовые показатели, а его пассажиропоток превышает 1,6 млн человек. К тому же в нем есть базовые авиакомпании — "Ангара" и "ИрАэро". Пассажиропоток аэропорта Омск-Центральный — также свыше 1 млн человек, к тому же он самостоятельно оперирует ТЗК. Собеседник "Ъ" подчеркнул, что если будет экономически обоснованный проект создания нового аэропорта Омск-Федоровка и продумана схема ГЧП, то компания готова рассмотреть участие в проекте. Собеседник "Ъ" отмечает, что у аэропорта Южно-Сахалинска есть потенциал роста пассажиропотока — в 2014 году он увеличился на 12,1%, превысив 850 тыс. человек. К тому же на Сахалине отсутствует альтернативный транспорт для связи с материком.
В группу "Новапорт" Романа Троценко входят десять аэропортов (Новосибирск, Барнаул, Томск, Чита, Астрахань, Челябинск, Волгоград, Пермь, Тюмень и Мурманск). Их суммарный пассажиропоток — более 11 млн человек в год. Финансовые показатели не раскрываются.
Интерес к аэропортам Иркутска и Омска в июне подтверждал и аэропортовый холдинг Олега Дерипаски "Базэл Аэро". Источник "Ъ", близкий к "Аэроинвесту" (развивает аэропорты Минеральных Вод и Калининграда), сообщил, что компании будет интересно участие в конкурсе на привлечение инвестора в аэропорт с пассажиропотоком от 600-800 тыс. человек. В "Аэропортах регионов" (входит в "Ренову" Виктора Вексельберга) на запрос "Ъ" не ответили.
Но планы развития всех трех аэропортов неоднократно пересматривались. В Иркутске в течение нескольких лет основным вариантом считалось строительство нового аэропорта, но теперь планируется модернизация старого международного терминала и реконструкция части взлетно-посадочной полосы. Затраты государства на реконструкцию составят от 1,1 млрд руб., строительство нового аэропорта обойдется как минимум в 20 млрд руб. Осенью 2014 года инвестиции в аэропорт в обмен на пакет его акций рассматривали "Роснефть" и "Ростех". Вчера в "Ростехе" на запрос "Ъ" не ответили. Строительство аэропорта Омск-Федоровка не раз замораживали. По данным "Ъ", исследованием перспектив развития аэропорта занимался ВЭБ, в этом году регион может объявить конкурс по привлечению инвесторов. В Федеральном центре проектного финансирования (входит в группу ВЭБа) "Ъ" сообщили, что интерес к проекту подтвердили около двадцати потенциальных инвесторов, в том числе крупные российские операторы аэропортов — "Ренова", "Новапорт", "Базовый элемент", "Аэроинвест". Общий объем инвестиций в проект — порядка 16,2 млрд руб., концессионное соглашение заключается на 30 лет. При этом, по данным источника "Ъ", региональные власти в этом году не будут выставлять на продажу акции действующего аэропорта Омск-Центральный. На развитие аэропорта Южно-Сахалинска до 2019 года потребуется порядка 5 млрд руб. Помимо "Новапорта", вложить средства могут компании из Кореи и Японии, говорил экс-губернатор области Александр Хорошавин.
Наиболее проработан проект аэропорта Омск-Федоровка, считает партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. Эксперт отмечает, что оптимальной формой вхождения инвестора в проект могло бы стать ГЧП — в этом случае были бы защищены интересы как государства, так и частного инвестора. Проекты развития остальных двух аэропортов еще находятся в стадии проработки, говорит госпожа Ревзина.