Искусственный ребус
После смены ректора Воронежская академия искусств теряет помещения и спонсоров
До 7 августа Воронежская государственная академия искусств (ВГАИ) должна покинуть помещения нового корпуса на проспекте Революции в центре Воронежа в здании бывшего гарнизонного Дома офицеров. Официальная причина расторжения соглашения академии с Воронежской филармонией о безвозмездном пользовании зданием по инициативе последней не сообщается. Получение ВГАИ нового корпуса считалось одним из самых больших достижений известного продюсера Эдуарда Боякова, покинувшего пост ректора академии в конце мая. Эксперты считают, что «юридический ребус», по которому государственный вуз занимал помещения, находящиеся в областной собственности, стал окончательно неразрешимым после ухода господина Боякова.
О том, что ВГАИ в ближайшей перспективе может оставить полученное при Эдуарде Боякове здание бывшего гарнизонного Дома офицеров на проспекте Революции, в самом центре Воронежа, „Ъ“ вчера рассказала и.о. ректора Ольга Скрынникова. «Мы получили от Воронежской филармонии уведомление о расторжении соглашения на безвозмездное пользование зданием, согласно которому академия должна до 7 августа освободить занимаемые помещения», — пояснила госпожа Скрынникова. Она добавила, что сейчас руководство вуза договаривается с филармонией о том, чтобы «продолжить пользоваться минимально необходимыми помещениями. Они нам нужны для учебного театра, для творческой-концертной деятельности студентов и преподавателей». «Но закон здесь не на нашей стороне», — добавила Ольга Скрынникова. Само здание бывшего Дома офицеров, по словам и.о. ректора, требует капремонта: «Планировалось заключить совместный контракт с Минкультом и заниматься реставрацией, но огромного финансирования на это сейчас нет».
Бывший ректор академии, известный продюсер и режиссер Эдуард Бояков сказал „Ъ“, что «расстроен новостью». «О том, что такой поворот событий возможен, слухи ходили еще давно. Но я к ним не особенно прислушивался. Когда я ушел — они усилились и вот, материализовались», — рассказал он. По словам господина Боякова, академия уже вложила в косметический ремонт здания «вместе со спонсорскими деньгами» около 20 млн руб. «Когда мы пришли туда впервые — там разве что крысы не бегали. В итоге мы сделали из здания “конфетку”, конечная цель заключалась в создании современного учебного корпуса с передовым оборудованием», — пояснил он. Как-то участвовать «в этой истории» господин Бояков не будет. «Разбирайтесь, воронежцы, сами», — подчеркнул он.
В облправительстве вчера официально не комментировали информацию о переезде. Источник „Ъ“ в региональной власти сообщил, что окончательное решение о прекращении подобного сотрудничества областной филармонии и академии не решен. «Дело в том, что еще не ясно, насколько необходимы эти помещения самой академии, которой пришлось отказаться от некоторых своих планов после неожиданной смены руководства. Не секрет, что многие проекты напрямую ассоциировались с господином Бояковым и продолжать их нынешний ректорат не в силах. Прояснения ситуации все ждут на следующей неделе, после возвращения из отпуска губернатора Алексея Гордеева», — рассказал собеседник „Ъ“.
l Трехэтажное здание на проспекте Революции, 32 — бывший гарнизонный Дом офицеров — памятник архитектуры регионального значения, возведенный в 1875 году. Находится в оперативное управлении областной филармонии. В 2014 году был заключен договор между ней и ВГАИ о безвозмездном пользовании недвижимым имуществом при согласовании департаментов имущества и культуры области. Теперь, очевидно, данный договор и расторгается.
Накануне стало известно, что часть помещений Дома офицеров могут занять организации, которые с 2007 года размещаются в Доме молодежи (проспект Революции, 22). О предложенных пяти комнатах «из числа складских помещений» в соцсети недавно сообщила руководитель одной из общественных организаций Наталия Киреченкова. Вместо них на площадях Дома молодежи может разместиться частная художественная галерея, в том числе на средства воронежского мецената Александра Бубнова.
В 20-й общевойсковой армии, штаб которой передислоцировался в Воронеж из Мулина (Нижегородская область) в начале 2015 года, отрицают свой интерес к бывшему гарнизонному Дому офицеров. «Сейчас армия не претендует на здание», — заверил близкий к штабу соединения источник „Ъ“, пояснив, что «не слышал о выселении ВГАИ».
Руководитель адвокатской конторы «Бородин и партнеры», член попечительского совета Фонда развития академии искусств Сергей Бородин отметил, что здание Дома офицеров находится в областной собственности, а академия — федеральный вуз: «Длительное время юридический ребус, как правильно областную собственность передать в ведение федерального вуза, решал Эдуард Бояков, но ему это не удалось. Очевидно, что после его отставки вопрос оказался и вовсе не решаемым». Господин Бородин полагает, что недостаток новых помещений может сказаться на творческих планах вуза, который недавно прошел лицензирование на открытие ряда новых факультетов. «Помещения в Доме офицеров, насколько мне известно, как раз и готовились под эти специальности, под которые набирались слушатели. Теперь для меня вопрос, где они будут обучаться», — сообщил Сергей Бородин.
Еще один член попечительского совета Фонда развития академии, депутат облдумы, бизнесмен Анатолий Шмыгалев вчера сообщил „Ъ“, что не планирует продолжать сотрудничество с вузом. «Подобные спонсорские истории очень сильно завязаны на личности участников и их взаимоотношения. Мне интересно было сотрудничать с Бояковым и помогать ему. Сейчас есть другие проекты, работать в которых мне интереснее, чем вкладываться в академию. Туда придут новые люди и, возможно, найдут новых попечителей», — сказал он.
Глава арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков предложил не связывать событие только с уходом Эдуарда Боякова: «В Воронеже есть пласт консервативных деятелей культуры, которые сомневались в том, что академия нуждается в новом корпусе». Господин Большаков отметил поддержку облправительства в выделении ВГАИ нового здания: «Этот вопрос обсуждался задолго до прихода Боякова, просто у него хватило энергии на реализацию. Новая глава академии, очевидно, обладает меньшими лоббистскими способностями».