"Система сертификации и знаков качества — это удел довольно богатых стран"
Еду в России поставят на контроль. Как сообщает газета "Коммерсантъ", президент Владимир Путин поручил правительству заняться разработкой национальной системы управления качеством пищи. Директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаны Барыкиной.
По мнению чиновников, система управления качеством нужна, поскольку контроль за продуктами сейчас оставлен на усмотрение производителей. Предполагается, что она позволит уйти от двойных стандартов для отечественной и зарубежной продукции.
— Насколько сегодня действительно необходима отдельная государственная система управления качеством еды?
— Медиа называют это "управление качеством еды", и вообще непонятно, о чем речь.
— Согласна.
— Планируется проверять качество, причем не только еды в перспективе, и наиболее достойные образцы отмечать знаком качества. Я думаю, те, кто старше, помнит хороший знак качества, который был в СССР, есть такая система сертификации качества во многих развитых странах.
— А у нас нет такой?
— У нас нет, мы как потребители такого даже не видели. У нас есть различные системы: "Бренд года", "Лучший товар года", таких много значков может быть налеплено на продуктах, лучших продуктах питания, но какой-то общей системы нет. И сейчас речь идет о том, что нам надо создать такую общую систему.
— Роспотребнадзор ведь практически выполняет эту функцию сейчас, следит за контролем, зачем еще нужно отдельную государственную систему?
— Если говорить именно о контроле за безопасностью продукции, этим занимается Роспотребнадзор, а тут речь идет о том, что будут исследоваться образцы, пока мы говорим о продовольственных, может быть, в перспективе не только продовольственных, наиболее достойным образцам по идее разработчиков будет присуждаться знак качества. Не просто безопасный, но еще и очень хороший.
— Это действительно отразится на качестве продуктов, как вы думаете?
— В перспективе — да, но весьма косвенно. В первую очередь этим занимается Роспотребнадзор.
— А не приведет ли это к чрезмерной зарегулированности рынка продуктов питания, если столько будет контролирующих органов?
— Это не контролирующий орган, цель этой программы — проверять продукты и наиболее достойным образцам присуждать знак качества. Потребитель будет уверен, что помеченный таким знаком продукт не только соответствует техническим условиях, но в большинстве случаев их превышает.
— Мы ведь с вами понимаем, что этот знак качества можно добыть и в обход проверок и правил?
— Разработчики системы говорят, что у них будет независимая система, слепая, аккредитована лаборатория, которая будет заниматься проверкой этих продуктов, они будут заниматься вслепую, не будут знать, какой конкретно продукт они тестируют. С другой стороны, говорить о том, что есть какая-то острая необходимость в этой системе на текущий момент, на мой взгляд, не приходится.
Вся эта система сертификации и система знаков качества, если посмотреть на текущую практику, в первую очередь — это удел довольно богатых стран. Хорошо быть молодым, красивым, богатым, но когда у нас падают доходы населения, когда человек немолодой и не очень богатый, я думаю, его волнуют не знаки качества, его, в первую очередь, волнуют, думаю, два основных вопроса: первый — безопасность этой продукции, и второе — ее физическая и финансовая доступность.
— Каков вообще мировой опыт, какая практика с госконтролем?
— Это не просто госконтроль, безопасностью продукции у нас занимается Роспотребнадзор и его аналоги в других странах. Выделяются лучшие образцы продовольствия, и этим образцам присуждается знак качества. Но скажу, что рабочие вспоминают Германию, вспоминают Австрию, Финляндию — страны достаточно зажиточные. На мой взгляд, для России этот вопрос будет актуален, к сожалению, не в близкой перспективе и даже не в средней, а, дай Бог, в среднедолгосрочной перспективе, когда наши потребительские доходы подтянутся к доходам в этих странах.
— А какая сейчас ситуация на рынке по поводу фальсификации продуктов?
— Ситуация, как мы считаем и видим, достаточно непростая. Это касается фальсификаций, Роспотребнадзор сообщает о резком увеличении количества сертификатов, но эта система имеет к этому отношение, но косвенно.
Учитывая, что система не особо дешевая, понятно, что несколько миллионов на нее придется потратить, и у меня есть сильное подозрение, что было бы эффективнее деньги направить, например, на помощь Робпотребнадзору, чтобы он мог активнее бороться с этими фальсификациями, или на запуск пилотной программы помощи наименее обеспеченным слоям населения. Это как раз те две проблемы, о которых я говорил, что, грубо говоря, учитывая доходы населения, оно стало хуже питаться, потому что денег не хватает наиболее бедным, второй вопрос — фальсификаты, о которых мы с вами сказали. Это и к тем, и к этим вещам имеет косвенное отношение.