Аэропорт Перми – к взлету готов
Полноценное развитие региона невозможно без качественной инфраструктуры.С этой точки зрения ключевую роль играет развитие собственного аэропорта.
Полноценное развитие региона невозможно без качественной инфраструктуры. С этой точки зрения ключевую роль играет развитие собственного аэропорта. Одним из таких проектов должна стать строительство аэропорта Большое Савино в Перми, которая, по мнению экспертов, даст толчок развитию всего Пермского края.
Необходимость перемен
На сегодняшний день Большое Савино — это единственный гражданский аэропорт в Пермском крае. Годом его основания принято считать 1940-й, хотя в реальности аэродром Большое Савино был открыт в 1965 году. С того момента аэропорт реконструировался лишь фрагментарно. В частности, в 2002–2003 годах была проведена первая и последняя реконструкция аэропорта, по результатам которой взлетно-посадочная полоса увеличилась на 700 метров. При этом нагрузка на Большое Савино стабильно росла. Еще в 2001 году для гражданской авиации был закрыт аэропорт Березники, а в 2006-м — и аэропорт Бахаревка, с которого выполнялись вылеты по местным воздушным линиям. В такой ситуации безальтернативности Большое Савино приобрело в 2013 году статус международного аэропорта Перми.
В данный момент международный аэропорт Пермь входит в «тридцатку» самых загруженных аэропортов страны, занимая в нем 23-е место. За пять лет рост пассажирских перевозок в аэропорту составил 230%, он увеличился с 570 тыс. пассажиров в 2009 году до 1,32 млн. в 2014-м. При этом, по мнению экспертов, это не предел: в ближайшие два-три года рост перевозок может составить еще 30–50%. Так, основные конкуренты Перми — аэропорты Новосибирска и Екатеринбурга — еще в кризисный 2009 год приняли 1,8 и 2 млн. пассажиров соответственно. В свою очередь пассажиропоток Санкт-Петербурга за пять лет увеличился с 6,76 млн. до 14,26 млн. человек, Екатеринбурга — с 2,17 до 4,52 млн., Новосибирска — с 1,8 до 3,95 млн. человек.
По словам экспертов, по сравнению со строительством нового аэропорта, реконструкция и строительство новых ВПП и терминалов представляется инвесторам и управляющим компаниям значительно более логичным процессом. Как правило, принятию решения о расширении и модернизации российских аэропортов способствует статистика по пассажирообороту, а также планы по развитию соответствующего региона. Во втором случае речь зачастую идет о различных формах ГЧП, например в рамках создания транспортной инфраструктуры для предстоящих мероприятий международного масштаба.
Планы по строительству
Еще в 2013 году правительство Пермского края решило провести конкурс по выбору подрядчика на строительство аэропорта. Два года потребовалось на проведение конкурса по разработке проектной документации и получение необходимых согласований. В результате в июле 2015-го проект был утвержден Главгосэкспертизой России, и осенью должно начаться строительство. До конца 2017 года планируется ввести новый терминал в эксплуатацию. В итоге был объявлен конкурс, результаты которого станут известны 20 августа 2015 года. По условиям конкурса генподрядчик обязан построить новый трехэтажный терминал площадью 29,7 тыс. кв. м с организацией пяти телетрапов. Для сравнения можно сказать, что действующий аэропорт занимает площадь в шесть раз меньшую. Кроме того, проект предполагает строительство большой парковки. До 1 сентября 2015 года должно быть получено разрешение на строительство, подготовительный этап строительства необходимо завершить к 1 октября, а к концу года уже должна быть разработана документация на возводимые объекты. К 31 декабря 2017 года новый пассажирский терминал должен быть построен и подключен к сетям, тогда же должна быть обустроена прилегающая инфраструктура.
Общая максимальная стоимость контракта составляет 5 млрд. руб. Как говорит генеральный директор АО «Международный аэропорт „Пермь“» Эдуард Кошенсков, в первую очередь при выборе победителя в конкурсе руководство аэропорта будет учитывать опыт организации, квалификацию ее сотрудников и возможность выполнения данного объема работ. Сроки для такого масштабного строительства весьма сжатые, поэтому в качестве генподрядчика нужна компания, которая сможет изготовить необходимую документацию и реализовать проект всего за два года. Ранее «Корпорация развития Пермского края» уже выбрала инвестора, который будет заниматься строительством современного терминала. Им стала компания «Новая Колхида», подконтрольная
компании «Новапорт». Эта структура уже занимается стратегическим управлением аэропортами в Томске, Астрахани, Челябинске, Тюмени, Чите, Барнауле, Новосибирске и Волгограде. «В рамках первого конкурсного этапа нами планируется оценка квалификации, опыта, а также возможностей конкурсантов в связи с выполнением определенного рабочего объема, чтобы уже через два года у нас имелся аэровокзал. В рамках второго этапа будут проводиться переговоры по самим ценовым вопросам», — говорит генеральный директор АО «Международный аэропорт „Пермь“» Эдуард Кошенсков. Требования к подрядчику разрабатывала специальная группа, в которую вошли директор аэропорта Эдуард Кошенсков, гендиректор компании «Новапорт» Сергей Рудаков, гендиректор «Корпорации развития Пермского края» Кирилл Хмарук и представители региональных министерств.
Ориентиры
Многочисленные международные рейтинги, включая «Лучшие аэропорты мира» по версии Skytrax, учитывают самые разнообразные аспекты, от качества питания и скорости обслуживания при регистрации на рейс до «зеленых» технологий в отделке интерьеров и эргономики залов ожидания. На фоне других высококлассных аэропортов мира выделяются азиатские хабы, предлагающие уникальные сервисы вроде панорамных бассейнов, сада бабочек и круглогодичных ландшафтных парков. Неудивительно, что именно Азия сегодня является лидером по количеству проектов строительства и реконструкции аэропортов — 125 из примерно 520 текущих проектов по всему миру расположены в Азии. Сингапур, Южная Корея, Китай — законодатели мод в области создания самых комфортных и современных, по мнению пассажиров и исследователей, аэропортов. Российские аэропорты, причем не обязательно столичные, ежегодно занимают призовые места в различных номинациях конкурса «Лучший аэропорт стран-участниц СНГ». Победа в таких конкурсах обязывает аэропорты и в дальнейшем сохранять высокие стандарты качества обслуживания, что позитивно сказывается на популярности у пассажиров, особенно в условиях конкуренции между несколькими аэропортами, и позволяет повысить инвестиционную привлекательность объектов.
Ожидаемый эффект
По данным экспертов, реконструкция аэропорта увеличит «пропускную» способность и снимет нагрузку с действующего аэропорта, улучшит транспортную доступность и снизит угрозу транспортного коллапса в связи с непредвиденными обстоятельствами, такими как природные и техногенные катастрофы. Однако, по словам генерального директора строительной компании RD Construction (этот российский генподрядчик специализируется на сложном высокотехнологичном строительстве) Олега Жукова, у такого проекта есть и сопутствующие важные задачи. «Проект такого уровня неизменно создает огромное количество новых рабочих мест и позволяет обеспечить работой подрядчиков, производителей стройматериалов, проектировщиков и других. По сути, проект по строительству аэропорта может дать серьезный толчок программе импортозамещения в Пермском крае», — говорит он. По мнению Олега Жукова, с этой точки зрения крайне важно¸ чтобы в конкурсе победила российская компания, так как последнее время, еще до введения санкций против России и переориентации на российских производителей, к работам зачастую привлекались иностранные компании. Между тем в России есть свои качественные генподрядные компании, в то же время обладающие международным опытом, которые способны реализовать подобные проекты.
Для властей региона, инвестора или иного инициатора проекта, предполагающего реконструкцию или новое строительство аэропортовых объектов, в конечном счете имеет значение как релевантный опыт компаний-участников, так и блестящая репутация в своей сфере. Обычно при строительстве аэропортов выделяются два ключевых блока работ: строительство ВПП и строительство собственно терминала, предполагающих различных подрядчиков. Если при выборе подрядчика на строительство ВПП ключевым аспектом соблюдения условий конкурса является опыт участников в области строительства дорог, мостов, стратегических объектов и иных масштабных инфраструктурных сооружений, то при строительстве пассажирских терминалов важнее становится инновационный подход при реализации проектов промышленно-гражданского строительства, опыт строительства объектов коммерческой и жилой недвижимости, а также объектов развлекательной и социально значимой инфраструктуры. Это важно, поскольку терминал аэропорта, помимо основной транспортной функции, реализует потребность пассажиров в качественном питании, отдыхе, временном размещении и даже работе. Строго говоря, уровень внутренней отделки международного
аэропорта должен быть на уровне отделки деловых центров класса А. Таким образом, строительные компании и холдинги, имеющие в активе успешно реализованные и, что важно, коммерчески эффективные проекты разной направленности — от офисных центров и гостиниц до международных образовательных учреждений и спортивных сооружений, обычно являются наиболее надежными партнерами при строительстве аэропортов. С этой точки зрения, по словам экспертов, ключевым фактором становится финансовая стабильность компании и предоставленные ей банковские гарантии, так как многие потенциальные подрядчики не имели опыта прохождения кризисов и работы в условиях нестабильности.
Поэтому, по мнению Олега Жукова, при выборы подрядчика стоит применять взвешенный подход. В частности, одним из условий для успешной работы компании над сложным инфраструктурным проектом является опыт участия в проектах с участием государства. В частности, RD Construction участвовала в таком проекте в Мурманске — в реконструкции гостиничного комплекса, который стал полноценным центром притяжения не только для жителей региона, но и гостей из других городов страны. «Одна из задач подрядчика в крупных инфраструктурных проектах – это предугадать будущее развитие региона и стать одним из тех, кто сформирует обновленную реальность и поможет местным жителям в полной мере ощутить преимущества технического прогресса», — говорит Жуков.
Олег Жуков,
генеральный директор строительной компании RD Construction
Строительство аэропортов, наряду со строительством стадионов, АЭС и гидротехнических сооружений, является областью, связанной с уникальными технологиями и опытом, который накапливается десятилетиями. Международные аэропорты являются инфраструктурными объектами, значимость безопасной эксплуатации которых вряд ли возможно переоценить.
Многомиллионные пассажиропотоки, которые закладываются в планы по развитию объектов, должны быть максимально обеспечены безопасной и комфортной средой. Только сотрудничество с надежными подрядчиками дает уверенность в том, что проектные решения будут воплощены качественно и в срок, и аэропорт действительно будет таким, каким был задуман.
Для того, чтобы понять, насколько компетенция компании соответствует поставленной задаче, необходимо посмотреть на портфель реализованных проектов: способна ли она работать в сжатые сроки, какой сложности объекты она уже построила, имеет ли опыт работы с государством.