Комитет против пыток не выдержал пытки законом
КПП самоликвидируется как иностранный агент
Правозащитная организация "Комитет против пыток" (КПП) инициировала процедуру самоликвидации. Вчера в Нижнем Новгороде, где базируется КПП, началась межрегиональная конференция, на которой будет определено, в каком виде продолжит существовать некоммерческая организация. В комитете не исключают, что она переформатируется в общественное движение: это не потребует регистрации, к тому же позволит избежать многочисленных регулирующих механизмов, таких как закон об НКО. При этом, по данным "Ъ", авторы закона об иностранных агентах уже задумываются о том, чтобы разработать поправки, ужесточающие и законы об общественных объединениях.
Конференция КПП вчера началась в Нижнем Новгороде. "Как и положено по уставу организации, для принятия решения о ликвидации были собраны представители всех филиалов комитета, чтобы окончательно определиться с режимом работы",— сказал "Ъ" представитель КПП Иван Жильцов.
КПП был основан в 2000 году рядом региональных правозащитников, в том числе нынешним руководителем комитета Игорем Каляпиным. За это время НКО успела установить 120 фактов пыток и привлечь к уголовной ответственности 107 силовиков, участвовавших в них. За 15 лет своей работы сотрудники КПП успели направить в Европейский суд по правам человека более 80 жалоб, по многим из которых удалось получить компенсации. Так, в 2006 году КПП удалось взыскать с России в Страсбурге самую крупную компенсацию из тех, что присуждали россиянам,— €250 тыс. У организации четыре филиала: головной — в Нижнем Новгороде, в Марий-Эл, Башкирии и Оренбургской области. С 2009 года, когда в Чечне была убита правозащитница Наталья Эстемирова, КПП организует в республике работу так называемых сводных мобильных групп: правозащитники вахтовым методом отправляются в Грозный для общественного расследования случаев пыток и похищений. Из-за этого у КПП и руководства Чечни всегда были напряженные отношения: организацию не раз критиковал глава республики Рамзан Кадыров, а ее грозненский офис за последние полгода дважды громили неизвестные.
О своей грядущей самоликвидации представители КПП заявили в начале июля (см. "Ъ" от 9 июля). Как заявил тогда Игорь Каляпин, организация не согласна с внесением в реестр иностранных агентов. Напомним, этот статус был присвоен НКО принудительно в конце 2014 года на основании представления прокурора Нижегородской области Олега Понасенко. При этом прокурорская проверка была инициирована по заявлению представителей нижегородского отделения "Национального освободительного движения". Не сумев в июле этого года оспорить решение Минюста, который внес КПП в реестр, правозащитники решили ликвидировать организацию.
Как пояснил Иван Жильцов, быстро этот процесс не завершится. "Мы взяли перерыв, так как на собрании было решено сначала разобраться со всеми "активами" организации: что у нас с финансами, что с хозяйственной деятельностью. Этот отчет будет готовить Игорь Каляпин",— сказал представитель КПП, добавив, что только после этого будет принято окончательное решение о ликвидации.
Как выяснил "Ъ", самым вероятным вариантом дальнейшего формата работы КПП является учреждение общественного объединения. Оно, согласно закону, не требует регистрации, поэтому многие НКО, оказавшиеся в реестре иностранных агентов, предпочли такой формат, чтобы не сталкиваться с Минюстом и законодательством об иностранных агентах. Самой известной из таких организаций стала ассоциация за права избирателей "Голос", переформатировавшаяся в общественное движение.
Впрочем, как ранее заявил "Ъ" депутат Госдумы Александр Сидякин ("Единая Россия"), он рассматривает возможность разработки поправок, которые бы ужесточили законодательство об общественных организациях. Господин Сидякин не скрывает, что поводом для этого стало появление организации Михаила Ходорковского "Открытая Россия", которая не имеет регистрации и существует в формате общественного движения.