Тариф повышенного напряжения
Подорожание электричества в Грузии может привести к армянскому сценарию
Энергокомпании Грузии и в том числе подконтрольная российской "Интер РАО" "Теласи" требуют от властей резкого повышения тарифов на электроэнергию. Компании хотят компенсировать убытки от повышения отпускных цен генерации, вызванного обесцениванием лари и ростом цен на газ. Похожая ситуация в Армении уже привела к народным волнениям, после чего власти компенсировали повышение из бюджета, а "Интер РАО" задумалось об уходе из страны. В Тбилиси оппозиция уже готовится к "армянскому" сценарию.
Национальная комиссия по регулированию энергетики Грузии (GNERC) должна до вторника принять к рассмотрению или отвергнуть требование АО "Теласи" (контролируется российским "Интер РАО") повысить энерготарифы для тбилисских абонентов. Представитель "Теласи" подтвердил "Ъ", что заявка подана. По его словам, основная причина — рост цены на закупаемую энергию. Уровень желаемого повышения не уточняется. По данным "Ъ", "Теласи" настаивает на увеличении тарифов на 0,04-0,05 лари ($0,018-0,022) за 1 кВт ч для всех категорий потребителей (сейчас 0,1-0,177 лари ($0,044-0,078) за 1 кВт ч). У GNERC по закону есть 150 дней для окончательного решения. Но, по данным "Ъ", власти неофициально просят GNERC утвердить повышение цен летом, пока большинство тбилисцев находятся за городом.
"В связи с ростом стоимости закупаемой у генерации электроэнергии "Интер РАО" вынуждено требовать компенсации дополнительных расходов",— поясняют в российской компании. "Теласи" не просит увеличить маржу сетей, добавляют в "Интер РАО", все дополнительные средства пойдут поставщикам энергии. В свою очередь, генераторы Грузии объясняют повышение цен девальвацией лари (с осени 2014 года она составила 30-35%) и соответствующим подорожанием газа, поставляющегося из Азербайджана на Гардабанскую ТЭС по $143 за тысячу кубометров.
Источник на энергорынке пояснил "Ъ", что рост расходов "Теласи" на закупку электроэнергии в 2016 году составит 57%, или 70 млн лари ($3,1 млн), относительно 2014 года; такое повышение и зафиксировано в тарифной заявке. В апреле GNERC уже подняла на 32,3% тариф для более крупной электросетевой компании Energo-Pro Georgia (дочерняя компания чешской Energo-Pro), обслуживающей около 70% территории страны.
В июне очень похожая ситуация с повышением тарифов "Электросетей Армении" (ЭСА, также принадлежит "Интер РАО") из-за девальвации национальной валюты и роста цен на дорогой газ для ТЭС привела к народным волнениям. Тогда Ереван пошел на уступки: повышение решили компенсировать за счет бюджета, а "Интер РАО", по данным источников "Ъ", начала искать возможность продать ЭСА (см. "Ъ" от 29 июня).
В Тбилиси признают, что социальные риски при повышении тарифов велики. "Доходы среднестатистического грузина мизерны, а уровень безработицы огромен",— напомнил "Ъ" экс-советник премьера Грузии Георгий Хухашвили. По его мнению, претензии к энергетикам (в том числе "Интер РАО") беспочвенны, поскольку "в тарифе есть важнейший компонент цены на газ", но с властей следует спросить "за высокую безработицу и скудость доходов населения". Правительство Грузии уже обещало субсидировать подорожание для самых малоимущих слоев населения. С этой целью из бюджета уже выделено около 20 млн лари (около $8,9 млн), но помощь затронет не более 5% населения.
Лидер зарождающегося общественного движения против повышения тарифов, глава оппозиционной партии "Грузинское собрание" Джонди Багатурия сообщил "Ъ", что в ходе будущих акций протеста перед властями ультимативно поставят вопрос о недопущении подорожания электроэнергии. "Если получим отказ, власть будет свергнута мирным, конституционным путем",— предупредил он. По мнению политика, повышение цен необоснованно, а удорожание лоббирует группа высших должностных лиц во главе с вице-премьером по энергетике Кахой Каладзе: "Он владелец энергообъектов и лично заинтересован в повышении тарифов". Доводы о девальвации и цене на газ господин Багатурия считает нерелевантными, резервы, по его мнению, надо искать в доходах энергокомпаний.