Дно со всеми но
Алексей Улюкаев заявил о прекращении рецессии в России на весь Минск
За первое полугодие 2015 года экономика России потеряла 3,4%, но уже "в ближайшие недели" случится ее разворот к росту благодаря увеличению номинальных доходов и потребительского спроса. Об этом вчера заявил глава Минэкономики Алексей Улюкаев на совместной коллегии с Минэкономики Белоруссии. Прогнозы министра не подтверждают ни опрошенные "Ъ" аналитики, ни ухудшающиеся ожидания рынка.
Вчера в Минске министерства экономики Белоруссии и России провели первую в истории совместную коллегию. Столь знаменательное событие глава Минэкономики России Алексей Улюкаев использовал, чтобы обеспечить очередную порцию словесных интервенций в поддержку скорого восстановления экономического роста в России (и, соответственно, в Белоруссии).
Прежде всего министр обнародовал первую официальную оценку текущей динамики ВВП. Во втором квартале 2015 года год к году, по подсчетам Минэкономики, он сократился на 4,4% после падения на 2,2% в первом квартале. За первое полугодие экономика России сократилась на 3,4%. "Это, вероятно, нижняя точка. По показателям месяц к месяцу, спад практически завершился. Начиная с третьего квартала будет некая корректировка в позитивную сторону. Четвертый квартал поддержит это движение, и по концу года мы уложимся в диапазон 2,6-2,8% спада",— сообщил Алексей Улюкаев.
Отметим, что оценки спада во втором квартале, представленные независимыми аналитиками, выше. Внешэкономбанк, в котором за макроэкономические оценки отвечает бывший замглавы министерства Андрей Клепач, считает: ВВП потерял 3,5% за первое полугодие и 4,7% за второй квартал. В то же время экономисты Центра развития НИУ ВШЭ, отталкиваясь от данных Росстата по базовым отраслям экономики, обнаружили ее сокращение в 5-5,5% во втором квартале, что соответствует 4,8% падения ВВП при стагнации в оставшееся полугодие и среднегодовой цене нефти $60 за баррель (см. "Ъ" от 27 июля). Директор института экономики РАН Руслан Гринберг, в свою очередь, считает, что падение по итогам года составит 3,7%. "У них (Минэкономики.— "Ъ") прогнозы какие? Если дождь идет, они говорят, что идет. На будущий год они даже планируют рост. Я не знаю, откуда они берут такие данные. Для меня это тайна. Методику они не выдают",— прокомментировал академик прогнозы министерства агентству "Интерфакс".
Впрочем, по словам Алексея Улюкаева, стабилизация падения доходов и выпуска в обработке, происшедшая в июне, окажется устойчивой. Уже "в ближайшие недели" можно будет наблюдать разворот тенденции, а с третьего квартала месяц к месяцу экономика вернется к росту. Источник такого разворота, как и прежде (см. "Ъ" от 17 июля), Минэкономики видит в быстром восстановлении потребительского спроса, "связанном с тем, что номинальные доходы населения будут несколько выше, чем это ранее прогнозировалось", пояснил министр.
Но, как уже писал "Ъ", на фоне стабилизации темпов падения доходов и зарплат оборот розницы в июне продолжил ускоренно падать. Игорь Поляков из ЦМАКП, убежден: динамика доходов не придаст ускорения экономике в третьем квартале. "Быстрый отклик и подъем за счет доходов не представляется вероятным. Реальные зарплаты продолжат падать. Если бы доходы от индивидуального предпринимательства в России составляли 15%, а не 7%, я бы мог представить такой отскок",— поясняет он, не исключая, впрочем, номинального увеличения доходов в третьем квартале. После падения оборота розницы с учетом сезонности на 6,3% за первый и 3% за второй квартал в третьем "хорошо будет, если рост окажется нулевым", считают в ЦМАКП. С этими выводами соглашается и глава Центра макроэкономического анализа Сбербанка Юлия Цепляева. Она замечает, что даже о стабилизации можно говорить после того, как соответствующие макропоказатели будут расти с учетом сезонности пару месяцев либо ожидания компаний и домохозяйств претерпят резкие позитивные изменения. Но опросы Росстата, ЦБ и ИЭП имени Егора Гайдара, а также растущая инфляция и падающая цена нефти, напротив, свидетельствуют об их ухудшении в июле. "Внешние условия очень сильно осложнили жизнь правительству в июле",— отмечает госпожа Цепляева.
В такой ситуации, вероятнее всего, даже номинальный месячный рост доходов будет либо съеден разогнавшейся инфляцией, либо будет переведен в лучшем случае в рублевые сбережения. Уже вчера замглавы Минфина Максим Орешкин сообщил, что теперь в министерстве ориентируются не на нижний, а на верхний предел ожидаемой в текущем году инфляции в 10,5-11%, но Алексей Улюкаев стоял на 10-10,5%, предлагая ЦБ активнее снижать ключевую ставку. "Мы не ожидаем какой-то резкой волатильности на валютном рынке, что означает большую уверенность бизнеса и возможность делать обоснованные инвестиционные планы, рассчитывать денежные потоки",— добавил министр.