«Райские» яблочки
на правах рекламы
Региональные программы по значительному увеличению промышленного производства фруктов
и ягод делают остро актуальным вопрос о наличии и состоянии перерабатывающих мощностей
По мнению экспертов, «у российского рынка соков громадный потенциал». Если, согласно статистическим данным, в Германии среднее потребление соков на одного человека составляет около 42 л в год, в Австрии — около
30 л, в Англии — 19 л, то в регионах России – порядка 12 л в год.
Аналитики полагают, что наметившееся в российском обществе стремление к здоровому питанию в ближайшие годы значительно увеличит объем потребления соков. Президент Российского союза производителей соков (РСПС) Наталья Иванова также прогнозирует в ближайшие годы дальнейшее развитие российского рынка соковой продукции.
Как было отмечено на конференции «Мир соков - 2015», «продукция соковой отрасли прочно удерживает лидирующие позиции среди наиболее востребованных продовольственных товаров».
Академик РАН, директор НИИ питания Виктор Тутельян подчеркивает: «Соки в рационе и детей, и взрослых играют огромную роль. Особенно в стране, где полгода зима. Пищевые волокна, пектин, витамин С, каратиноиды, минеральные вещества и микроэлементы железо, калий, магний, ряд других при правильном ежедневном потреблении составляют ту долю, которую мы должны получить в нашем питании».
Тем важнее экологическая чистота продукции российских садов, которая является не только конкурентным преимуществом в соперничестве за покупателя, но и очень важным фактором продовольственной безопасности и здоровья нации.
Яблоко в российском потреблении стоит на 1-м месте, получив в народе эпитет «райского» как отголосок библейской истории, а яблочный концентрат присутствует в 45% соков и напитков, находящихся на полках российских магазинов. Поэтому к существующим технологиям и условиям переработки этого излюбленного россиянами фрукта должно быть особо пристальное внимание. Не случайно в «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве приоритетов долгосрочного периода названы «производство экологически чистых продуктов питания и экологическая безопасность продовольствия».
Руководитель Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур Сергей Князев утверждает, что по питательности, потребительским качествам наши яблоки намного лучше импортных. И объясняет: «У нас яблоки в основном из средней полосы, где требуется в 2–3 раза меньше обработок химикатами, содержание пестицидов намного ниже».
Но сохраняется ли это преимущество при переработке?
В Воронежской области наиболее крупная площадка по переработке яблок - «Спартан Концентрат» мощностью 250 т в сутки, до 30 тыс. т за сезон, в Курске - ООО «Экспериментальный комбинат детского питания» (филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн») и ООО «Обоянский консервный завод», увеличившее после модернизации мощности по переработке яблок до 7 тыс. т в год. В Тамбовской области – «Глоубэл Концентрат Групп», способная перерабатывать 500 т в сутки. По информации генерального директора предприятия Виталия Курсакова, сырье завозится из всех близлежащих областей – Воронежской, Волгоградской, Ростовской.
Основное производство соков в ЦЧР сосредоточено в Липецкой и Белгородской областях.
Липецкое ООО «Лебедянский» с совокупной производственной мощностью предприятий компании 1,3 млрд л в год - крупнейший не только в России, но и в Восточной Европе производитель натуральных соков и нектаров, контролирующий 30% рынка этой продукции. C 2008 года предприятие стало частью глобальной сети PepsiCo.
На втором месте по объемам переработки находится ОАО «Прогресс» (мощность переработки 600 т в сутки).
В Белгородской области основной переработчик яблок - завод, принадлежавший до недавнего времени ООО «Лебединская усадьба», мощностью переработки 200 т яблок в сутки. Здесь производят осветленный яблочный концентрат, который направляется на промышленные предприятия для изготовления соков. Годовой объем готовой продукци - 2500 т.
По оценке экспертов, потенциальные возможности этой площадки позволяют увеличить мощности производства до 15-20 тыс. т осветленного яблочного концентрата. С продажей весной 2015 года этого завода немецкой компании «Дёлер» возможность расширения приобретает реальную перспективу, но наводит на грустные размышления. Завод, который перешел под управление немецкой компании, находится на территории Лебединского ГОКа, в десятках метров от взрывного цеха ГОК и метрах в 300 от производственных цехов горячебрикетированного железа. В таких условиях возникает сомнение в экологической чистоте и продовольственной безупречности производимого на этой площадке яблочного концентрата. Это обстоятельство тем более тревожно, если учесть, что фирма «Дёлер», главный офис которой расположен в Дармштадте, ведет активную деятельность в более чем 130 странах мира, занимаясь поставкой концентрата для дальнейшего производства соков по разветвленной сети своих контрагентов, в том числе и на территории России, а также собственным изготовлением соков. Логичное для немецкой компании увеличение мощностей в ракурсе амбициозных планов Белгородской области о выращивании 1 млн т яблок в год в разы увеличит поставки концентрата по отработанным фирмой «Дёлер» каналам: в частности, в адрес предприятий Coca Cola, PepsiCo и «Сады Придонья» (суммарный рынок которых в России оценивается в 90%). Яблочный концентрат там используется для изготовления яблочного сока и нектара, а также добавляется в большинство других соков и нектаров, таких как мультифрукт, и смешанных сортов соков, нектаров и сокосодержащих напитков. При этом пищевая продукция, выпускаемая на территории горно-обогатительного комбината, вряд ли гарантирована от попадания в ее состав вредных составляющих, которые используются на металлургическом производстве, и пыли от добычи горных пород. Не случайно этот тип предприятий действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) отнесен к первому классу опасности, предполагающему наличие санитарно-защитной зоны в 1000 м. В пределах этой зоны СанПиН запрещено любое пищевое производство.
Эксперты полагают, что значительное увеличение доли этого завода в общем объеме производства яблочного концентрата поставит под угрозу главное преимущество российских соков, произведенных из экологически безупречных яблок на экологически чистых предприятиях. Тем самым масштабные инвестиции в отрасль не будут давать ожидаемой отдачи, поскольку современный потребитель, выбирая продукты питания, заботится прежде всего о том, чтобы не нанести ущерб своему здоровью.
На официальный запрос о правомочности дислокации пищевого предприятия на территории Лебединского ГОКа, направленный в адрес Роспотребнадзора по Белгородской области, руководитель этого ведомства Андрей Поляков ответил: «В соответствии с требованиями санитарного законодательства объекты пищевых отраслей промышленности не должны размещаться в санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности, которые могут повлиять на качество производимой продукции. Результатами лабораторных исследований в рамках государственного надзора, а также данными регулярного производственного контроля предприятия не выявлено фактов ухудшения качества выпускаемой продукции, свидетельствующих о возможном влиянии ЛГОКа».
Логика этого ответа, по меньшей мере, странная. Из ответа государственного органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека непонятно, о чем идет речь. Можно предположить, что в рамках исследований (образцы предоставляются самим предприятием или же берутся на месте независимыми экспертами?) или же проверок (которые должны подтвердить или опровергнуть нормы закона?) на технологию производства пищевой продукции не оказывают влияние еженедельно производимые взрывы на территории Лебединского ГОКа и, соответственно, пыль от этого действия? Эта логика (или, вернее, ее отсутствие), увы, мало соотносится с четким требованием правовых нормативов СанПиН: в пределах санитарно-защитной зоны запрещено любое пищевое производство. Выходит, «если нельзя, но очень хочется, то можно»?
По оценкам аналитиков, пищевая и перерабатывающая промышленность остается инвестиционно-привлекательной для российского и иностранного бизнеса. Об этом свидетельствуют и заявленные в ЦЧР проекты по переработке фруктов и, в частности, яблок. К примеру, курское ЗАО «Мегакон» планирует к 2017 году запустить завод по переработке плодово-ягодных культур за 250 млн руб. с объемом производства на уровне 20 тыс. т в год. В Воронежской области заявлен крупный проект по переработке плодоовощной продукции ООО «Русская центральная компания — Бобров», принадлежащего московскому ООО «Русская центральная компания». Стоимость проекта составит порядка 2 млрд руб., мощность переработки – 240 тыс. т сырья ежегодно. Ряд новых проектов по переработке фруктов заявлен в Липецкой области. В Белгородской, по мнению ее губернатора Евгения Савченко, наличие в регионе достаточного количества урожая садоводческой продукции делает чрезвычайно выгодным на ее территории производство джемов, варенья, повидла и другой продукции глубокой переработки. Одной из перспективных компаний, которая может работать в данном направлении, как считают областные власти, является «Русагро-Инвест». Первое производство с начальным объемом в 50 тыс. т готовой продукции запланировано к открытию уже в 2017 году.
Притом что уже существующие в близлежащих регионах фруктоперерабатывающие предприятия (тот же мощный воронежский «Спартан Концентрат» находится в 140 км от Губкина) загружены пока, по оценке экспертов, на 45-50%, вряд ли оправдан риск переработки яблок на территории экологически опасного для пищевого производства Лебединского ГОКа.
По мнению аналитиков, государственная программа по увеличению производства отечественных фруктов и ягод должна сопровождаться продуманной локализацией и наращиванием мощностей перерабатывающих предприятий и логистических центров.
При таком грамотном подходе, полагает руководитель Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур Сергей Князев, удастся полностью провести импортозамещение по яблокам в течение 5–8 лет.
Однако если перерабатывающие предприятия не вполне серьезно относятся к соблюдению экологических норм законодательства Российской Федерации, то будет ли произведенная продукция способствовать сохранению здоровья потребителей? И можно ли в таком случае называть государственную программу импортозамещения выполненной, а инвестиции, вложенные в отрасль, оправданными?