В Дагестан зашли через Чечню

По подозрению в причастности к убийствам задержан глава Кизлярского района

Вчера стало известно о новой громкой операции силовиков в Дагестане: сотрудники ФСБ, МВД и СКР, прибывшие в республику из Северной Осетии транзитом через Чечню, задержали главу Кизлярского района Андрея Виноградова, ближайшего соратника и родственника Сагида Муртазалиева — одного из тяжеловесов дагестанской политической сцены, который сейчас возглавляет местное отделение Пенсионного фонда. У самого господина Муртазалиева, который вместе с Андреем Виноградовым являлся ключевым свидетелем на процессе по делу бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова, был проведен обыск.

Фото: РИА НОВОСТИ

Задержание было проведено в Кизляре около трех часов ночи. Основную часть работы взяли на себя бойцы спецназа ФСБ, прибывшие в Дагестан, по неофициальным данным, после марш-броска через Чечню. Помимо задержания главы Кизлярского района Андрея Виноградова сотрудники следствия провели обыски по нескольким адресам в Кизляре и Махачкале, в том числе на даче Сагида Муртазалиева (он женат на сестре господина Виноградова). Глава района, по неподтвержденной официально информации, был доставлен в Моздок и уже принял участие в первых следственных мероприятиях. Сагида Муртазалиева силовики на даче не застали. В последнее время, по некоторым данным, он находится в Дубае. При этом, по сообщению отделения Пенсионного фонда, чиновник вовсе не скрывается от следствия, а проходит реабилитацию после перенесенной недавно операции.

Пресс-служба главы республики никак не прокомментировала задержание главы района, сообщив, что Рамазана Абдулатипова нет в Махачкале: в понедельник в республике был объявлен выходной день в связи с Днем конституции Дагестана, который отмечался 26 июля.

Официальные представители управления Следственного комитета России по Дагестану и пресс-службы местного управления ФСБ никак не прокомментировали вчера произошедшие события — вся информация о новом сенсационном задержании высокопоставленного чиновника была выдана силовиками через подконтрольные им неофициальные интернет-ресурсы. Согласно этим данным, в доме господина Виноградова было обнаружено и изъято большое количество незарегистрированного оружия, боеприпасы и даже наркотики. В свою очередь, источник "Ъ" сообщил, что никаких арсеналов в ходе обысков не нашли, изъяв наградной Glock чиновника. Тем не менее в ближайшее время, по данным "Ъ", господина Виноградова могут доставить в Москву, где Басманный суд рассмотрит ходатайство следствия о его аресте.

Андрей Виноградов оказался объектом внимания федеральных СМИ после того, как в марте 2012 года в Кизляре жертвами вооруженного нападения стали четверо братьев Гамзатовых и их племянник Магомед Омаров. В совершении этого убийства были обвинены охранники главы района, с которыми у потерпевших произошел конфликт. На следующий день после кровавой разборки родственники убитых перекрыли федеральную трассу "Кавказ", требуя немедленной отставки господина Виноградова. Тогдашний глава Дагестана Магомедсалам Магомедов сообщил о том, что отстранил Андрея Виноградова от должности на время следствия, однако вскоре выяснилось, что фактически глава района не прекращал исполнение обязанностей ни на день.

Процесс по делу проходил в Верховном суде Дагестана с участием коллегии присяжных заседателей и сопровождался многочисленными скандалами. Участники процесса не раз заявляли об оказываемом на них давлении. Суду пришлось распустить первый состав коллегии и набрать новых присяжных, перевести заседания в закрытый режим, однако вмешательство в ход процесса сторонников обвиняемых было настолько сильным, что даже свидетели, успевшие дать обличающие обвиняемых показания первому составу присяжных, поменяли свою позицию, когда суд возобновил работу со вторым составом коллегии. Сам Андрей Виноградов проходил по делу в качестве свидетеля и полностью отрицал причастность своих охранников к преступлению (по его утверждению, у него вообще не было охраны, он пользовался услугами друзей). Шестеро подсудимых не признали свою вину, а коллегия присяжных в итоге вынесла оправдательный вердикт. Причем судья Закир Исрафилов был вынужден несколько раз возвращать их в совещательную комнату после того, как они пришли к выводу, что не было даже самого преступления.

26 мая этого года Верховный суд России оставил приговор дагестанского суда без изменения, а апелляционное представление гособвинения и апелляционные жалобы адвокатов — без удовлетворения.

Пока официальные органы никак не подтвердили связь задержания господина Виноградова с этим делом. Однако, как сообщила "Ъ" адвокат Сапият Магомедова, участвовавшая в процессе, уже после вынесения решения в Верховном суде России сотрудники следствия "проявляли интерес" к делу об убийстве братьев Гамзатовых.

При этом следует отметить, что господа Муртазалиев и Виноградов до недавнего времени являлись ключевыми свидетелями по делу бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова. Благодаря показаниям влиятельного деятеля Пенсионного фонда, господин Амиров был задержан спецназом ФСБ, на вертолете вывезен из республики, а потом получил десятилетний срок за подготовку теракта. Как установил Северо-Кавказский военный суд, чиновник заказал боевикам сбить с помощью ПЗРК самолет, в котором находился его оппонент Муртазалиев. Сейчас бывшего мэра снова судят — теперь за организацию убийства следователя СКР Арсена Гаджибекова. Причем брат последнего, бывший первый замминистра промышленности и энергетики Дагестана Руслан Гаджибеков, также дававший показания на влиятельного мэра, недавно получил семилетний срок за соучастие в похищении человека.

По словам адвокатов Саида Амирова, тот отреагировал на информацию о задержании Андрея Виноградова и обысках у господина Муртазалиева "довольно спокойно".

В свою очередь, источник "Ъ", близкий к Андрею Виноградову, обратил внимание на то, что схема проведенной вчера спецоперации неслучайно напоминала рейд ФСБ по задержанию экс-мэра Саида Амирова, в котором также использовались фактор внезапности, бронетехника и вертолет. По его версии, вчерашнее мероприятие могло являться "симметричным ответом" на события в мае 2013 года в Махачкале, в котором было прежде всего заинтересовано окружение экс-мэра. Во всяком случае, отметил он, еще совсем недавно глава республики Абдулатипов называл как Кизлярский район, так и его руководителя одними из лучших в республике.

Юлия Рыбина, Махачкала; Александра Ларинцева, Пятигорск; Николай Сергеев

Вся лента