Автокластер Петербурга окреп в падении
Заводы города снизили производство на 21%
Полугодие 2015 года завершилось для автомобильной промышленности Санкт-Петербурга окончательным уходом General Motors, увеличением доли среди российских производителей и снижением объемов выпуска на пятую часть от прошлогодних. В условиях сокращающегося спроса на новые автомобили петербургских производителей держит на плаву устойчивый спрос на массовые модели Hyundai Solaris и KIA Rio, а также относительно устойчивые продажи ориентированной на корпоративный и государственный сегмент Toyota Camry.
Снижение покупательной способности населения, а вместе с ним и спроса на авторынке стоило производителям Петербурга в первом полугодии пятой части выпущенных год назад машин. За шесть месяцев заводы Toyota, Nissan, Hyundai и GM выпустили 153 200 легковых авто, что в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 21% меньше, говорится в отчете аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб".
Результаты производителей от месяца к месяцу все ближе к показателям прошлого года. Еще в апреле сравнение показывало снижение выпуска на 24%. В мае спад составил 14%, а в июне производство новых автомобилей практически сравнялось с прошлогодним: 27 600 штук и спад всего на 3%.
Несмотря на устойчивое снижение производства и закрытие автозавода GM, автомобильная отрасль в Санкт-Петербурге чувствует себя лучше, чем в среднем по России. Об этом говорит увеличение петербургской доли в общем объеме производства в стране. За полгода автокластер Северной столицы собрал 22,6% от всех машин, произведенных в стране. Год назад доля составляла 21%, а в первом квартале опускалась до 20,1%.
Гендиректор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин отмечает, что относительно высокие по сравнению с другими регионами производственные показатели петербургских заводов обеспечены стабильным спросом на продукцию корейской компании Hyundai и японской Toyota. Динамику Nissan "подтягивают" продажи обновленного X-Trail.
Автозавод GM, завершивший в июле выпуск новых автомобилей, среди петербургских производителей ожидаемо опустился на последнее место. Год назад американский концерн выпускал 15% от собранных в городе автомобилей, по итогам своего последнего полугодия выпуск упал до 10%. На этом фоне в относительном выражении выросли конкуренты. Первое место прочно удерживает Hyundai. Еще по итогам 2013 года корейцы делали 58% сошедших с конвейеров Петербурга моделей. За шесть месяцев 2014 года завод довел свою долю до 61%, а после ухода одного из конкурентов — до 72%. Оставшиеся 20% делят между собой японцы Toyota и Nissan.
Лидерство Hyundai основано на реальном потребительском спросе. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, модели автозавода входят в тройку самых востребованных в России, пропуская на первую строчку только Lada Granta. За полгода реализовано 63 573 российских моделей, 53 702 автомобилей Hyundai Solaris и 42 688 KIA Rio. При этом продажи Solaris пострадали от сужения рынка меньше остальных лидеров: спад составил 1872 автомобиля. Продажи KIA Rio опустились на 4492 автомобиля, а лидер рынка снизил показатель на 7902 авто. Десятку самых продаваемых авто замыкает Toyota Camry — за полгода продано 15 280 авто, спад продаж по сравнению с прошлым годом составил 907 автомобилей, в топ-25 это самое незначительное падение по сравнению с базовым периодом.