Образовательный процесс
Объединение СамГУ и СГАУ обжаловала студентка
Студентка СамГУ Екатерина Маяковская решила через суд признать незаконным приказ Министерства образования и науки РФ о присоединении госуниверситета к СГАУ. Соответствующую жалобу в Верховный суд РФ она направила на прошлой неделе. Пока суд еще не принял ее в производство. По мнению Екатерины Маяковской, приказ Минобрнауки РФ нарушает ее право на свободу выбора образовательной организации. Кроме того, по словам ее адвоката Андрея Соколова, сам процесс принятия решения о реорганизации, вероятно, мог быть проведен с нарушением требований действующего законодательства. Правда, по мнению сторонних экспертов, перспективы успеха данного иска весьма сомнительны.
Как стало известно „Ъ“, студентка психологического факультета Самарского государственного университета Екатерина Маяковская направила жалобу в Верховный суд РФ с требованием признать незаконным приказ Министерства образования и науки РФ о присоединении СамГУ к СГАУ. Жалоба была направлена на прошлой неделе. Но пока, по информации адвоката госпожи Маяковской Андрея Соколова, суд еще не принял ее к производству.
Напомним, впервые идея об объединении вузов была высказана губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным в феврале 2015 года. Правда, изначально планировалось создать объединенный вуз на базе трех самарских университетов — СамГУ, СамГТУ и СГАУ. Тогда в СамГТУ сдержанно встретили предложение господина Меркушкина. Преподавательский состав вуза проголосовал против объединения.
В апреле стало известно, что объединение вузов произойдет на базе двух университетов — СГАУ и СамГУ. 22 июня 2015 года министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым был подписан приказ об их объединении. Согласно опубликованному документу, вузы реорганизуются «в форме присоединения к СГАУ СамГУ в качестве структурного подразделения». Новый вуз получит статус национального исследовательского университета. На официальных сайтах вузов были опубликованы обращения ректората СамГУ и ученого совета СГАУ, в которых говорится о приближении позитивных перемен.
Тем временем еще в начале года была написана петиция против объединения на тот момент еще трех вузов на имя президента РФ Владимира Путина. Подписи под ней на данный момент поставили свыше 21 тыс. человек. 7 июля состоялся митинг-концерт «против уничтожения» СамГУ. В нем приняли участие в том числе студенты и выпускники СамГУ. Акция была организована по инициативе депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева. В митинге, по разным данным, приняло участие от 200 до 500 человек.
Как рассказала „Ъ“ Екатерина Маяковская, она изначально выступала против объединения вузов, собирала подписи против этого. «Я в сентябре перевелась в СамГУ из академии культуры. Я очень хотела получить образование именно в этом вузе», — пояснила „Ъ“ Екатерина Маяковская. Решение о присоединении СамГУ к СГАУ, по ее мнению, нарушает ее права. «Человек имеет право свободно выбирать образовательную организацию и тот тип образования, который хочет получить. Я этот выбор сделала», — подчеркнула госпожа Маяковская.
Как отмечает адвокат Екатерины Маяковской Андрей Соколов, реорганизация была проведена якобы на основании совместного добровольного обращения и. о. ректора СамГУ Ивана Андрончева и ректора СГАУ Евгения Шахматова. «Об этом говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в одном из своих интервью», — пояснил „Ъ“ господин Соколов. Но, по его мнению, «добровольных» обращений быть не могло, поскольку не было проведено требуемой по уставу вуза конференции преподавателей и учащихся учреждения.
Ни в СГАУ, ни в СамГУ, ни в Министерстве образования и науки РФ, ни в правительстве Самарской области вчера получить комментарии не удалось — на запросы „Ъ“ не ответили.
По мнению адвоката АК «Литис» Олега Казачека, вопрос о нарушении прав студентки на выбор образовательного учреждения едва ли может быть рассмотрен судом как серьезный повод для обжалования приказа Минобрнауки РФ. «Ведь в данном случае она получит такой же диплом государственного образца, о снижении качества образования тоже вряд ли можно вести речь», — полагает господин Казачек.