"Червяк любит свою землю, как любят у нас Россию"
Ученые Томского госуниверситета накормят страну червями. Исследователи планируют организовать производство муки из специально выведенных беспозвоночных, в которых содержится большое количество экологически чистого протеина. Ведущая "Коммерсантъ FM" Анна Казакова обсудила эту тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.
Мука станет компонентом продуктов диетического питания и пищевых добавок в первую очередь для домашнего скота, сообщила пресс-служба вуза. "Эксперименты показывают, что этот белок не уступает белку телятины и других ценных пород домашних животных. Я в шутку говорю, что это мясо без косточек", –- заявил профессор ТГУ Андрей Бабенко.
— Доброе утро, Андрей Георгиевич! Что вы думаете об этом?
— Доброе утро, госпожа Аня, доброе утро, дорогие радиослушатели. Я очень многого не знаю и все время убеждаюсь, когда что-то комментирую, погружаюсь в абсолютно разные миры. И в это утро я погрузился в мир червей. Это потрясающе интересный мир. На самом деле, еще в 1980-е годы были работы, посвященные червям и про их полезность. Это потрясающе. Черви бывают от 2 см до 3 м, Megascolides australis, например.
— Это вы глистов имеете в виду?
— Не глисты, а дождевые черви, Аня. Мы сейчас говорим про дождевых червей. Это дождевые черви. Применение в нетрадиционной медицине и суевериях, в Западной Европе вымытых дождевых червей или порошок из высушенных червей клали на раны для их заживания. При туберкулезе и раке применялись настойки на порошке и отвары. В русской медицине жидкость, истекшую от посоленных и разогретых дождевых червей, закапывали в глаза при катаракте. А по преданию, святой Франциск Ассизский собирал и относил попадавших ему на пути дождевых червей в безопасное место, чтобы тех не раздавил путник. В память о пророческих словах, относимых к Иисусу Христу, "я есть червь, а не человек". Поэтому действительно, может быть, мы так мало знаем, и может быть, это будет прорыв, это классное импортозамещение, потому что многие страны мира этим занимаются, перерабатывают червей, это полезная биологическая добавка для разных животных.
Я влез на какие-то сайты, где задают вопросы из Новосибирска, а где купить калифорнийских червей. Все ими интересуются, оказывается, существуют целые поклонники, фанаты дождевых червей. И это очень близко нашей стране, потому что, во-первых, можно занять население. Я прямо вижу, перед глазами моими стоят пионеры, молодые люди, которые несут в баночках сдавать безвозмездно,— потому что ситуация в стране не очень хорошая, — без денег, а может быть, за патриотическую футболку, молодые дети, девочки, мальчики молодые, молодые ребята несут этих червей, в коробочках и сдают в пункты приема червей. И это, мне кажется, дико интересно. Пенсионеры, когда обрабатывают грядки у себя на шести сотках, могут тоже собирать этих червей в баночки и сдавать в пункты приема. По всей стране открываются пункты приема дождевых червей. Потом они сдаются куда-то централизовано, их перерабатывают в белок, добавляют этот белок. Его можно использовать и в косметике: всевозможные аминокислоты, лизины и так далее, в медицине. И наша страна становится в этом смысле лидером на это рынке. Пока эта ниша еще пуста. И мы ее можем здорово занять.
И потом, смотрите, червяк любит свою землю, как любят у нас Россию, червяк перерабатывает, он делает в ней дырочки, она становится более плодородной, поэтому от червяков дождевых очень большая польза. И теперь я с ужасом думаю, когда однажды я шел по дорожке после дождя, шел к автобусной остановке, то на эту дорожку вымывались эти несчастные дождевые черви, и на них наступали, конечно, это было некрасиво. Сегодня все должны поступать по-другому, они должны наклоняться, поднимать этого дождевого червячка и сбрасывать опять на землю, потому что им очень тяжело жить на асфальте.
И вообще, это какое-то действительно мощное будущее и новый тренд, все ищут смыслы, новые идеи. Вот, не проходите мимо, для молодых ученых, для школьников — изучать биологию кольчатых червей, это целый ряд, целый род, целый огромный вид. И это очень и очень важно, не надо над этим смеяться, не надо ерничать, потому что, может быть, у кого-то тонкие информационные технологии, ради бога, пускай занимаются чем угодно, наша страна огромная, земли много, дожди часто идут, червей можно выращивать, делать целые фермы, можно наконец добиться размера червя больше, чем у этого австралийского трехметрового. Давайте у нас будет идея такая — вырастим на ферме самого крупного дождевого червя в мире, это, мне кажется, очень интересно. Можно, кстати, сделать отделение в Институте, в Центре нанотехнологий, которое будет заниматься. И нанотехнологии помогут вырастить этого огромного большого червя, при переработке которого будут килограммы полезного белка.
А, в конце концов, когда мы едим котлету или гамбургер, мы точно не знаем происхождение этого мяса, которое лежит в разрезанной булочке. И когда мы идем в кулинарию и покупаем переработанное мясо, мы тоже не знаем, что это такое. Может быть, это будет в 100 раз вкуснее, в конце концов, я точно знаю, что из морской капусты, — это называется ламинария, (в свое время, когда путешествовал по Северу, их там добывали в Белом море), — делают так называемый продукт агар-агар, который потом добавляют в кремы, в кондитерские изделия, во многое, и мы не подозреваем, что это на самом деле морские водоросли, а здесь будут дождевые черви. Мне кажется, это здорово, и это классное начинание. Будьте здоровы, держите себя в руках, берегите себя и дождевых червей и давайте смотреть в наше светлое будущее, возможно, от этих дождевых червей оно как раз и зависит, и они заменят нам наконец нефть.