Дело пиротехники
Осужденный по делу «Хромой лошади» попал под амнистию
Части осужденных по делу «Хромой лошади», несмотря на решения судов об отказе в условно-досрочном освобождении, все же удалось выйти на свободу. Как выяснил „Ъ“, ряд фигурантов громкого дела попали под амнистию. Сначала колонию покинула бывший инспектор Госпожнадзора Наталья Прокопьева, а в конце июня освободился пиротехник Игорь Дербенев. Ему помогла амнистия к 70-летию Победы. Родственники погибших и пострадавших от пожара такими решениями возмущены.
Осужденный по делу о пожаре в клубе «Хромая лошадь» бывший пиротехник Игорь Дербенев досрочно вышел на свободу. Как пояснили „Ъ“ в Ныробской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, господин Дербенев воспользовался постановлением Госдумы от 24 апреля 2015 года №6576-6 «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». По словам и. о. прокурора Дмитрия Соболева, к осужденному был применен п. 3 указанного постановления, в соответствии с которым освобождаются от наказания лица, приговоренные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершившие преступления по неосторожности.
Напомним, Игорь Дербенев и его отец Сергей были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 218 УК РФ (нарушение правил использования пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности смерть человека). Уголовному преследованию они подверглись после того, как в ночь с 4 на 5 декабря в клубе «Хромая лошадь» произошел пожар, жертвами которого стали 156 человек. В итоге Дербенев-младший был приговорен к четырем годам и десяти месяцам лишения свободы в колонии общего режима, а Сергей Дербенев к пяти годам.
Как установили следствие и суд, для проведения запланированного на вечеринке файер-шоу они установили в клубе пиротехнические изделия, после приведения в действие которых от выброшенных искр в клубе загорелся потолок. В ходе предварительного следствия и судебного процесса господа Дербеневы своей вины не признали и обжаловали приговор в Пермском краевом суде. Апелляционная инстанция в части наказания приговор оставила прежним, исключив из его описательно-мотивировочной части указание на совершение преступления умышленно, а также в группе лиц по предварительному сговору. Из приговора Сергею Дербеневу было исключено и указание на особо активную роль в совершении преступления.
Наказание Дербенев-старший отбывал в колонии общего режима, но затем режим содержания был изменен на колонию-поселение. По отбытии одной трети срока он подал ходатайство об условно-досрочном освобождении, но суд в его удовлетворении отказал. Против этого выступил представитель прокуратуры. Прокурор указал, что освобождение осужденного преждевременно, поскольку он не принимает достаточных мер к возмещению вреда, причиненного потерпевшим: им выплачена лишь незначительная часть компенсаций, а также не доказал высокую степень своего исправления. Еще одну попытку выйти на свободу Сергей Дербенев предпринял после начала действия постановления об амнистии. Но прокуратура, «учитывая характер и тяжесть совершенного преступления», не согласилась с предложением администрации ИТУ о применении амнистии.
О попытках Игоря Дербенева освободиться досрочно в открытых источниках не сообщалось. Ходатайство об УДО подавала и осужденная по делу бывший исполнительный директор клуба Светлана Ефремова, но в его удовлетворении также было отказано. Против этого выступали многие потерпевшие по делу.
По данным „Ъ“, ранее под амнистию попала еще одна осужденная по делу о пожаре в «Хромой лошади», бывший инспектор Госпожнадзора Наталья Прокопьева. Она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц), и приговорена к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Как говорят источники, госпожа Прокопьева попала под амнистию к 20-летию Конституции РФ, постановление о которой было принято 18 декабря 2013 года. Согласно п. 2 документа, тогда от наказания освобождались женщины, имеющие несовершеннолетних детей, получившие наказание не более пяти лет. О судьбе ее коллеги Дмитрия Рослякова, осужденного за аналогичное преступление на пять лет заключения, ничего не сообщалось. При этом вред, нанесенный потерпевшими преступлением, за них компенсировал бюджет.
Потерпевшая по делу о пожаре в клубе Наталья Безе говорит, что возмущена освобождением Игоря Дербенева. «За все время отбывания наказания по гражданским искам за каждого погибшего он выплатил лишь по 8 руб. 43 коп., — рассказала она, — больше никаких средств не поступало. Видимо, особых усилий для компенсации вреда он не прилагал. Я вообще не понимаю, почему государство создает практику, когда позволяется принимать решения об освобождении осужденных, пусть даже по амнистии, без учета мнений потерпевших. Я такое государство уважать не могу».