ФНБ отплывает от «Звезды»
Минфин предложил «Роснефтегазу» заплатить за верфь
Модель финансирования строительства верфи «Звезда» на Дальнем Востоке общей стоимостью 145,5 млрд руб. может резко измениться. Минфин предложил направить на достройку «Звезды» не менее 50 млрд руб. из средств «Роснефтегаза», а также привлечь вложения консорциума «Роснефти» и Газпромбанка, который контролирует верфь. Сама «Роснефть» просила выделить на проект 89 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Глава Минфина Антон Силуанов на прошлой неделе направил Владимиру Путину письмо с предложением не задействовать в финансировании строительства верфи «Звезда» (общая стоимость оценивается в 145,5 млрд руб.) средства ФНБ из-за «ограниченности этого ресурса» и «коммерческой привлекательности судостроительного комплекса», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники. В министерстве считают, что ключевым инвестором проекта должен стать государственный «Роснефтегаз», который может вложить не менее 50 млрд руб. в капитал консорциума «Роснефти» и Газпромбанка ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС; контролирует 75% Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, куда входит «Звезда»). «Роснефтегаз» — SPV-компания, владеющая 69,5% акций «Роснефти», 11% «Газпрома» и 27,6% «Интер РАО», ее совет директоров возглавляет президент «Роснефти» Игорь Сечин.
По мнению Минфина, пишет «Интерфакс», четверть стоимости проекта (36 млрд руб.) может профинансировать сам СТС, в том числе с учетом реинвестирования полученной прибыли. Остальные 56 млрд руб. Минфин предложил привлечь в банках и НПФ под госгарантии — предварительно такая возможность прорабатывалась с Газпромбанком, а также пенсионными фондами Сбербанка и ВТБ. НПФ готовы финансировать строительство по ставке «инфляция плюс 3 п. п.». Еще 1 млрд руб. в виде субсидий на проценты по кредитам вложит бюджет из госпрограммы «Развитие судостроения».
«Суперверфь» «Звезда» заложена в 2009 году и ориентирована на шельфовые заказы «Роснефти» и «Газпрома». Она должна была строиться СП государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) с южнокорейской DSME. Но к 2012 году DSME вышла из проекта. В 2013 году верфь решили передать консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка, который получил 75% в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта, блокпакет остался у ОСК. Консорциум планировал привлечь 89 млрд руб. на достройку верфи из ФНБ, эти деньги учитывались в общей заявке «Роснефти» на средства фонда. 9 июля замминистра экономики Николай Подгузов говорил, что министерство направило свое заключение по проекту строительства верфи в Минфин. Он отмечал, что заключение положительное, но «с указанием определенного набора рисков». Но чиновник пояснил, что проект структурирован с долей средств ФНБ больше 40% и это «не укладывается в текущую нормативную базу».