Инвестиции вместо денег
Госпрограмма развития Северного Кавказа перестанет быть социальной
В условиях бюджетной экономии Белый дом меняет подход к финансированию республик Северного Кавказа. Согласно новой редакции госпрограммы развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) на 2016-2020 годы, средства на нее урезаются почти на 10%, при этом впервые сокращаются расходы на решение социальных вопросов в пользу инвестиций в развитие местной налоговой базы. Как сообщил "Ъ" министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, в этих условиях власти надеются на привлечение частных инвестиций в регион. С 2016 года регионы Северного Кавказа будут конкурировать за деньги госпрограммы. Первой по новой схеме переформатируется часть программы, имеющая отношение к Дагестану.
Вчера на заседании правительственной комиссии по развитию СКФО Министерство по делам Северного Кавказа представило новую редакцию госпрограммы развития региона до 2025 года. Первый этап реализации действующей программы развития СКФО завершается в 2015 году, второй рассчитан на 2016-2020 годы. "Это не реестр социальных обязательств федерального бюджета, программа должна быть полноценным инструментом развития экономики округа",— заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Социальный характер госпрограммы по СКФО всегда объявлялся правительством основным, и даже заявление о том, что второй этап будет иметь другие акценты, довольно важно. Фактически Белый дом утвердил концепцию, в рамках которой ранее сделанные инвестиции в социальную сферу, в человеческий капитал и в выравнивание бюджетной обеспеченности в СКФО с 2016 года должны быть претворены в инвестиции, значительно увеличивающие налоговую базу в регионе.
Как пояснил "Ъ" глава Минкавказа Лев Кузнецов, необходимость корректировки госпрограммы связана с изменением экономической ситуации в стране.
По его словам, на первом этапе она была больше ориентирована на социальные проблемы. Теперь, по словам министра, основная задача программы смещается на развитие реального сектора экономики, "который бы создавал новые рабочие места, увеличивал налоговые поступления, и через это мы уже решали бы социальные вопросы", отметил господин Кузнецов. По его словам, переориентация на развитие не означает, что программа откажется от всей социальной темы. Острые вопросы решаться все равно будут — по некоторым показателям статистика Северного Кавказа по-прежнему хуже, чем в целом по РФ. "Но мы видим здесь "ножницы" — ограниченность федерального и местного бюджетов при наращивании социальной базы приводит к тому, что мы создаем больше проблем для финансирования, не развивая реальный сектор экономики",— сказал министр.
В целом федеральное финансирование госпрограммы в соответствии с проводимой Минфином политикой сокращения расходов будет уменьшено. Действующая редакция предусматривает в 2016-2020 годах 164 млрд руб. госсредств, в новой версии, сообщил вчера Дмитрий Медведев,— около 150 млрд руб. В этих условиях властям остается надеяться на бизнес. "Через изменение структуры программы, в том числе через более активное участие институтов развития, мы надеемся на привлечение частных инвестиций",— отметил Лев Кузнецов. По его словам, программа будет субсидировать ставки и помогать создавать инфраструктуру, что "критично важно для инвесторов, особенно на Кавказе".
Реализация инвестпроектов будет построена на механизме софинансирования: 40% — госвложения и 60% — частные средства. "Пропорции могут меняться — для более сложных проектов, например в Ингушетии или Чеченской Республике, где пока экономический потенциал по объективным причинам менее развит, они могут быть другие",— сказал глава Минкавказа. По словам вице-премьера Александра Хлопонина, курирующего Северный Кавказ, средства по этой линии будут направляться исключительно на инвестпроекты, которые "реально имеют эффект отдачи". Внимание также будет уделяться развитию трех основных курортов региона — "Архызу", "Эльбрусу" и "Ведучи".
Вопреки возражениям Минэкономики (см. "Ъ" от 16 мая), для каждого из семи регионов СКФО будет разработана отдельная подпрограмма. Сейчас Минкавказ разрабатывает подпрограмму развития Дагестана. По словам Льва Кузнецова, она послужит основой для формирования разбивки госпрограммы по субъектам. По словам министра, "каркасы" подпрограмм по каждому из субъектов должны быть составлены к 18 декабря. Общий объем финансирования увеличиваться не будет, заверил господин Кузнецов: "Мы берем общий пирог и делим его на каждый субъект".
Кроме того, впервые в рамках госпрограммы по СКФО обещан принцип конкуренции субъектов — эффективность работы и качество формирования инвестклимата будут, как предполагают разработчики, влиять на получение федеральных денег регионами. На практике этот принцип, если его удастся реализовать, видимо, усилит позиции федеральных ведомств, и в первую очередь Минкавказа, в отношениях с северокавказскими регионами. Сейчас их руководство ориентируется преимущественно на взаимодействие в вопросах выделения денег на администрацию президента, которую в большей степени интересует социальная и политическая стабильность в СКФО, чем бюджетная устойчивость региона и степень его зависимости от федерального бюджета.