Москва заморозила реконструкцию КАД
Расширение трассы до шести полос отложено на неопределенный срок
Из-за общего секвестра трат бюджета РФ в подвешенном состоянии оказался проект реконструкции северного участка КАД стоимостью 5,6 млрд рублей — федеральные власти так и не выделили средства на эти работы. Неопределенность будет сохраняться как минимум до тех пор, пока правительство РФ не примет решения о запуске реконструкции: когда это произойдет, неизвестно. По этой же причине дирекция Кольцевой автодороги уже полгода переносит сроки подведения итогов конкурса на реконструкцию федеральной трассы.
Вот уже шесть месяцев ФКУ "Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга" (ДСТО, в управлении которой находится Кольцевая автодорога) не может подвести итоги конкурса на реконструкцию северного участка Кольцевой с начальной стоимостью в 5,6 млрд рублей. Тендер по первому и второму этапам работ по Кольцевой на участке от Горской до Приозерского шоссе был объявлен в конце 2014 года. С тех пор в конкурсную документацию вносился ряд изменений, в последний раз дата выбора подрядчика была перенесена с 30 июня на 25 августа.
Согласно техническому заданию, в рамках госконтракта подрядчик должен будет расширить участок Кольцевой автодороги от ЗСД до проспекта Энгельса с четырех полос до шести. Основным претендентом на выполнение работ считается компания ВАД. Предусмотрен также третий этап выполнения работ стоимостью 7,7 млрд рублей, предусматривающий расширение проезжей части до четырех полос в каждую сторону на участке КАД от ЗСД до Бронки. В итоге реконструкция всего северного участка должна обойтись федеральному бюджету в 13,3 млрд рублей.
Ранее в ДСТО переносы сроков конкурса объясняли многочисленными жалобами участников рынка в Федеральную антимонопольную службу, а чуть позже — необходимостью внесения изменений в конкурсную документацию из-за снижения объемов финансирования работ в рамках общего секвестра бюджета РФ. Действительно, как ранее сообщил "Ъ" начальник ДСТО Вадим Ермилов, Росавтодор принял решение в 2015 году снизить расходы на реконструкцию трассы с 1 млрд рублей до 100 млн рублей. Средств на текущий год должно было хватить только на проведение землеустроительных работ и вынос коммуникаций, а активная фаза строительства должна начаться уже в следующем году.
Однако, по информации "Ъ", федеральное правительство так и не выделило необходимую сумму. У руководства ДСТО есть опасения, что в текущем году межбюджетного трансферта и вовсе не будет, сообщил "Ъ" источник, близкий к руководству дирекции.
Эту информацию подтвердили в Росавтодоре, уточнив, что реконструкция объекта заморожена до принятия решения правительством РФ; о сроках принятия решения не сообщается.
"В соответствии с поручением правительства Российской Федерации, реализация вновь начинаемых объектов в 2015 году может осуществляться только по решению правительства. До настоящего времени решения о начале реконструкции северного участка КАД не принято", — сообщили в федеральной структуре.
Согласно ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", финансирование объекта в 2016 году составит 1,5 млрд рублей, в 2017 году — 1 млрд рублей, в 2018-м — 1 млрд рублей, в 2019-м — 1 млрд рублей, в 2020-м — 1,7 млрд рублей. Но эти цифры не следует считать окончательными: в Росавтодоре добавили, что финансирование по годам также будет распределяться после соответствующего решения правительства РФ о начале реализации объекта.
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что исходный вариант проекта КАД в четырехполосном варианте устарел и был недостаточен уже на момент завершения строительства. По его оценке, перенос финансирования проекта расширения участков с четырех до шести полос не станет критическим, если перераспределение произойдет в основном между 2015 и 2016 годами — иными словами, если сокращение в 2015 году будет компенсировано увеличением в 2016 году. "Если же сокращение финансирования проекта коснется и 2016 года, то это уже формирует риск переноса сроков завершения проекта не на год-полтора, а на два года и более", — считает он.
Начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский считает, что реконструкция КАД — сейчас не самая приоритетная задача, поскольку северный участок пока загружен менее остальных и некоторое время еще есть, пока поток транспорта по нему не вырастет до критического. Он добавляет, что сейчас основное направление финансирование идет на федеральные трассы, связывающие регионы друг с другом и с границей, для обеспечения грузопотока внутри страны и экспорта.
"В следующем году вероятность выделения средств будет значительно большей, так как КАД и ЗСД в Санкт-Петербурге должны обслуживать транзитные потоки по маршруту Европа — Москва — Азия. Поэтому вместе с достройкой центральных частей ЗСД неизбежно встанет вопрос о расширении КАД для пропуска грузового транспорта со стороны Большого порта Санкт-Петербурга, Кронштадта и Ломоносова, где также планируется развивать портовые мощности, вынося их из городской черты", — резюмирует господин Кумановский.