«Не сумев вырваться из-под опеки Пекина, Пхеньян вернулся к знакомой политике угроз»

КНДР опять хочет воевать с США

Лидер Северной Кореи Ким Чон Ын заявил о начале подготовки к войне с Южной Кореей и США. Действительно ли Пхеньян намеревается начать боевые действия, выяснял политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.

Фото: Ирина Калашникова, Коммерсантъ

Словом «милитаризация» непросто описать процессы в стране, где френч защитного цвета является распространенной повседневной одеждой, а один из государственных девизов звучит как «Армия на первом месте». Но иначе назвать объявленный северокорейским лидером курс проблематично. Ким Чон Ын сделал громкое заявление в ходе учений военно-воздушных сил Северной Кореи, которые посетил лично. Северокорейское агентство ЦТАК приводит заявление лидера страны, в котором он называет учения подготовкой к войне, цель которой «свести счеты с американскими империалистами и группой южнокорейских марионеток, которые, будучи охвачены проамериканской психопатией, разжигают противостояние между соотечественниками». Пока Ким Чон Ын грозил империалистам, посол Корейской Народно-Демократической республики при ООН Чан Иль Хун сообщил о подготовке Пхеньяна к испытаниям новой ракеты, способной нести ядерный заряд. По словам посла, пробный пуск ракеты дальнего радиуса действия запланирован на октябрь этого года и станет ответом на призывы Запада к отказу Северной Кореи от своего ядерного арсенала.

«Миссия наших ядерных сил останется неизменной, пока Соединенные Штаты продолжают свою враждебную политику. Мы вольны выбирать, что и как нам делать. Мы не ограничены никакими договорами или обязательствами перед кем-либо», — заявил Хун.

Специалист по современной Северной Корее из Австралийского университета в Сиднее Леонид Петров говорит, что воинственная риторика и регулярные испытания новых вооружений на виду у всего мира — традиционный для официального Пхеньяна метод добиться своего от соседей по региону и Соединенных Штатов Америки. Других способов попытаться усадить Вашингтон за стол переговоров действующий глава государства не знает, как не знали его отец и дед. Ну и кроме того, напоминает эксперт, постоянное нагнетание страха рассказами о нахождении страны в кольце врагов — отличный инструмент для сплочения нации вокруг лидера.

«Северная Корея давно добивается признания от Соединенных Штатов как государства, но США не могут пойти на такой шаг, потому что они находятся в союзнических отношениях с Республикой Корея. Северная Корея, понимая это, пытается хотя бы добиться отмены санкций, и Ким Чон Ыну, как и его отцу, и деду, нужно доказывать ежедневно своему населению то, что врагом Северной Кореи являются США. Без внешнего врага никто не поверит, что Ким Чон Ын является выдающимся маршалом, руководителем и гением всех времен», — пояснил Петров.

Адресаты воинственных заявлений находятся не только за океаном, считает старший научный сотрудник института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. К ним должны прислушаться и ближайшие соседи Северной Кореи — Южная Корея и Китай. Последний все чаще и все активнее вмешивается в политику Пхеньяна, фактически обесценивая главный принцип последнего — «опора лишь на собственные силы».

КНДР пыталась нивелировать влияние Пекина за счет восстановления хороших отношений с Москвой. Именно для этого, считает Василий Кашин, Ким Чон Ын и собирался посетить парад Победы 9 мая. Но из этого ничего не вышло, продолжает он, как раз из-за давления китайцев, сумевших донести до северокорейского лидера мысль, что первый его визит в качестве главы государства может быть совершен только в Пекин. Не сумев вырваться из-под опеки соседа, Пхеньян вернулся к хорошо знакомой политике угроз, которые, предупреждает эксперт, при всей их декларативности, все же не стоит недооценивать.

«Какими бы там ржавыми ни были их самолеты, любой военный конфликт с их участием, даже если не брать во внимание ядерное оружие, — это будет катастрофа для всего региона, и ущерб, который понесут прежде всего Южная Корея и Япония, будет огромным и экономически, и исчисляемый в человеческих жизнях. Это вообще будет катастрофа регионального масштаба, которая затронет, кстати, и нас в полной мере, даже если мы не будем в этом участвовать», — отметил Кашин в эфире «Коммерсантъ FM».

Сеул отреагировал на угрозы северного соседа заявлением о принятии до конца года на вооружение новых ракет «земля-воздух», способных перехватывать вражеские объекты на высоте до 40 км. США ранее заявляли о намерении заключить с Северной Кореей соглашение, схожее с тем, что удалось достичь с Ираном: снять санкции в обмен на отказ от ядерной программы. В Пхеньяне это предложение отвергли.

Вся лента