Опрос: россияне стали считать кредиты долговой ямой

На фоне сложной экономической ситуации в стране резко изменилось отношение россиян к кредитам и займам, говорится в исследовании холдинга «Ромир». Более половины респондентов назвали кредиты долговой ямой, из которой трудно выбраться, хотя еще три года назад половина россиян считали кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни.

За три года с момента последнего опроса сократилась доля тех, кто брал и выплачивал кредиты — с 58% до 44%. И, видимо, она будет сокращаться и дальше. О планах взять кредит в ближайшее время заявили только 12% респондентов, хотя три года назад подобные планы имели 26% опрошенных.

В июле текущего года холдинг провел исследование об отношении россиян к кредитам и о стиле пользования кредитными программами. Аналогичное исследование проводилось в 2012 и 2010 году. И если тогда наблюдалась скорее положительная динамика в отношении россиян к кредитам, то в нынешнем году их мнение по многим вопросам существенно изменилось. Вероятно, на фоне кризиса и девальвации рубля многие наши соотечественники столкнулись с трудностями при выплатах кредитов, что и объясняет полученные результаты.

Прежде всего респондентам был задан вопрос о том, чем для них является кредит. На первое место с 52% голосов респондентов вышел варианта ответа, характеризующий кредит как долговую яму, из которой трудно выбраться. Три и пять лет назад такой вариант ответа указывали чуть более трети опрошенных. Сегодня же до трети (32%) уменьшилась доля тех, кто считает кредит необходимостью, если нужно сделать крупную покупку. А в 2010 году такой вариант ответа указывал каждый второй респондент.

Почти не изменилось по сравнению с предыдущими замерами доля тех, что считает кредит обычным средством для повышения качества жизни. В текущем году такой ответ дали 11% опрошенных, а в предыдущие годы 12-15%.

Напомним, что россияне стали меньше экономить в магазинах. По данным экспертов компании Initiative, потребительский спрос начал восстанавливаться с мая текущего года. Пока рост покупательской активности распространяется на повседневные товары — продукты питания и бытовую химию. Из категории длительного пользования потребители стали чаще приобретать компьютеры, ноутбуки и планшеты.

Подробнее о покупательской способности россиян читайте в материале «Ъ FM» «Мы видим всего лишь отложенный спрос».

Вся лента