«Задача Керри — заверить арабских союзников в том, что сильно Ирану разойтись не дадут»

Глава Госдепа начал тур по Ближнему Востоку и Южной Азии

Руководитель Госдепартамента США Джон Керри отправился в турне по Ближнему Востоку и Южной Азии убеждать местные политические элиты в безопасности ядерной сделки с Ираном. Удастся ли Керри задуманное, выяснял политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.

Фото: Brendan Smialowski/Pool, Reuters

Главные пункты нынешнего путешествия Джона Керри — это столицы Египта и Катара, стран, претендующих на лидерство в суннитском мире, и потому крайне нервно воспринимающих любое усиление единственного и бесспорного лидера мира шиитского — Ирана. Арабские страны вполне устраивала проводимая в отношении Ирана политика санкций, основательно ограничивающих его экономическое развитие и, как следствие, сдерживающих рост его влияния в регионе.

Теперь, после заключения сделки с международным сообществом, предусматривающей отказ Тегерана от ядерной программы в обмен на снятие санкций, арабские соседи Исламской республики основательно заволновались. Успокоить их, говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников, — главная задача Керри.

«Арабы — Египет, Саудовская Аравия и другие страны — опасаются регионального усиления Ирана. Иран — и так региональный гегемон вместе с Саудовской Аравией, и между ними всегда была конкуренция. Теперь же, когда у Ирана появляется выход на глобальный уровень, Иран становится глобальным международным игроком, задача Керри состоит в том, чтобы успокоить арабских союзников, друзей Америки, а также тех, кто не поддерживает Америку, заверить в том, что сильно Ирану разойтись не дадут», — пояснил Сотников «Коммерсантъ FM».

Вместе с уверениями, Керри везет арабам и помощь, в первую очередь, помощь военную. Так, незадолго до прибытия госсекретаря в Каир, стало известно, что Штаты намерены поставить Египту восемь истребителей F-16. Владимир Сотников говорит, что самолеты и другая военная техника, а также, возможно, расширение американского присутствия в регионе, вполне могут быть обещаны и другим ближневосточным странам. Все это должно помочь им примириться с мыслью о том, что Иран вот-вот станет равным им, а то и более влиятельным международным игроком.

Убедить арабский мир в неизбежности усиления Ирана — дело, безусловно, полезное, говорит журналист, специалист по Ближнему Востоку Иван Яковина. Но куда важнее для Вашингтона добиться расположения Израиля, руководство которого, не стесняясь в выражениях, называет договоренности Запада с Тегераном сделкой с дьяволом. При этом Израиль, напоминает Яковина, обладает одной из мощнейших групп лоббистов в Вашингтоне, которая приложит все усилия, для того чтобы ядерная сделка с Ираном не была одобрена Конгрессом. И именно Израиль нужно убеждать в том, что снятие с Тегерана санкций не приведет к обострению ситуации в регионе.

«Сделать это будет очень сложно, если вообще возможно. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху весь свой политический капитал поставил на срыв этой сделки с Ираном. Это грозит коллапсом израильского правительства, которое и так крайне нестабильно. У нынешнего правительство большинство в Кнессете — всего лишь один голос. Если Нетаньяху и его правительство сейчас развалится, то в этом случае на новых выборах у него есть все шансы остаться и без большинства, и без поста премьера, и остаться в истории страны лузером, который допустил это соглашение», — уверен Яковина.

Израильский политический аналитик Александр Этерман говорит, что шансы на то, что лоббисты и произраильские американские политики «прокатят» соглашение с Ираном, велики, но недостаточны. Сам Этерман оценивает их как один к трем. Эксперт говорит, что Джону Керри куда важнее убедить именно арабский мир, даже если в Израиле общественное мнение останется при своем.

«Идея Керри в данном случае — ударить по более слабому звену. Все-таки мусульманам трудно прямо так призывать к священной войне с другими мусульманами. То есть оторвать так называемые умеренные арабские страны от Израиля, оставить Израиль изолированным. Если ему это удастся, то уже половина задачи будет решена. В принципе, рациональные аргументы в пользу соглашения фактически решающие, и создается впечатление, что для многих, даже республиканцев, атаки на соглашение — это политическая борьба», — отметил Этерман.

В Дохе, столице Катара, Джон Керри встретится не только с местным политическим истеблишментом, но и со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Известно, что в ходе встречи они намерены обсудить методы противодействия «Исламскому государству» и ситуацию на востоке Украины. Однако самый сложный разговор ждет госсекретаря дома. Республиканское большинство в Конгрессе выступает, по крайней мере, на словах, против любых сделок с Ираном. И убедить республиканцев проголосовать за одобрение соглашения будет явно не проще, чем убедить, например, египтян, в том, что ничего дурного в этом соглашении нет.

В Белом доме при этом, похоже, вопрос с иранским соглашением считают решенным. Даже если Конгресс проголосует против, президент сможет ветировать результаты этого голосования. Преодолеть президентское вето можно лишь единодушным голосованием двух третей членов Конгресса.

Вся лента