«Прокуроры подняли руку на Конфуция»
Институты Конфуция в России — это часть российских университетов, а не структуры «иностранных агентов». Об этом заявили в посольстве КНР в России. На прошлой неделе прокуратура Благовещенска потребовала приостановить работу Института Конфуция в городе. Политолог Георгий Бовт уверен, что российские федеральные власти не допустят закрытия китайского образовательного центра.
На этой неделе в Благовещенске должен состояться примечательный судебный процесс. Прокуратура Амурской области требует приостановить деятельность Института Конфуция, созданного на базе Благовещенского педуниверситета. Дескать, он нарушает законодательство об иностранных культурных центрах, не зарегистрирован в качестве НКО и не состоит на налоговом учете. Прозвучало и самое страшное обвинение: по мнению прокуратуры, центр Конфуция должен получить статус «иностранного агента».
Давненько наши правоохранители не замахивались на организацию, за которой стоит вся мощь китайского государства и которой отведена важная роль в распространении китайской «мягкой силы» в мире. В последний раз Институт Конфуция в России закрывали в 2010 году. Тогда якутское отделение ФСБ сделало это в порядке противодействия «проникновению китайской идеологии и экономической экспансии на территорию России». Могут ли власти сегодня, в условиях заигрывания с Китаем, позволить себе такие же формулировки? Не верится. К тому же, насколько известно, ни один из 20 таких центров, уже работающих в России, не признан иностранным агентом.
Первый Институт Конфуция был открыт в Южной Корее в 2004 году, сейчас их, продвигающих китайских язык и культуру, в мире 490, к 2020 году планируется довести до 1000. По своим задачам они близки к испанскому Институту Сервантеса, немецкому Институту Гете и Русским центрам, создаваемым фондом «Русский мир».
Китай в последнее время придает особое внимание распространению «мягкой силы». Есть соответствующие решения ЦК компартии. Нынешний руководитель Си Цзиньпин говорит: «Мы должны усиливать нашу мягкую силу, лучше доносить «китайский месседж» до всего мира». В точности неизвестно, сколько именно КНР тратит на внешнюю пропаганду. Ряд экспертов говорят о $10 млрд. в прошлом году. Помимо Институтов Конфуция «мягкую силу» несут многочисленные выставки и фестивали китайского искусства. Еще государственное агентство «Синьхуа», где работают 3 тыс. журналистов, 400 из которых размещены в 170 зарубежных бюро. Круглосуточно на шести языках по миру вещает телеканал ССTV. «Радио Пекина» совокупно 392 часа в сутки пропагандирует Китай на 38 языках. КНР ежегодно принимает на обучение 300 тыс. иностранных студентов, 20 тыс. выделяют стипендии.
По числу центры Конфуция уже превзошли свои аналоги. Институт Гете может похвастаться 160 центрами в 94 странах, Британский совет 70 центрами. «Русский мир» открыл более сотни центров по миру. И хотя в ряде стран действительно опасаются роста влияния китайской пропаганды, но в последнее время был закрыт лишь один центр Конфуция — в Стокгольме. Вряд ли закрытие такого же центра в Благовещенске останется без соответствующей оценки Пекина. Мне кажется, разгорячившихся амурских прокуроров все же поправят «старшие товарищи» из Москвы, разъяснив им все тонкости текущего непростого политического момента.