«Россияне часто поддерживают то, во что сами они не верят»
Пользователи Рунета не против тотального отключения интернета
Основная масса российских пользователей интернета не готова защищать свободу в сети. Более того, 58% не возражали бы даже против тотального отключения интернета. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты исследования, которое провели американские ученые совместно с ВЦИОМ. Среди отечественных респондентов 42% верят, что иностранные государства используют сеть во вред России, 49% — что информацию в сети следует цензурировать. Директор компании «101 стартап» Михаил Гуревич обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.
— Вас не удивили подобные результаты опроса?
— С одной стороны, они, конечно, неприятно удивляют любого человека, который работает с интернетом. Даже мы видим по результатам опроса, что те, кто пользуется интернетом, все-таки более толерантны, нежели россияне, которые интернет в повседневной своей деятельности не используют.
Но ничего удивительного нет, наверное, все достаточно в тренде. Кроме того, россияне достаточно часто поддерживают то, во что сами или не верят, или не очень собираются поддерживать. То есть у нас, например, по всем опросам готовность служить в армии крайне высока, а вот реальные цифры совсем другие, и так во многих отраслях.
— То есть получается, эти 58% респондентов, которые не возражают даже против отключения интернета, видимо, даже не пользуются им, да?
— Они не распространяют эту информацию на себя самих.
— То есть отключат всем, но не нам?
— Не только отключат. Дело в том, что все-таки большинство россиян действительно потребляют в интернете по большей части всякий мультимедийный контент, то есть фильмы смотрят, музыку слушают. Я не удивлюсь, если их обычный, не то, что я не удивлюсь, а по всем опросам выходит, что у очень большой, существенной части пользователей интернета использование его ограничивается одной социальной сетью, почтовой системой, поисковой системой для подготовки каких-то моментов по работе или учебе.
— Поэтому и цензура, видимо, людям не страшна, раз они этой цензуры и не видят, и не собираются пользоваться соответствующими сайтами?
— Я много раз говорил, что если бы удалась идея некоего бесплатного гарантированного государством интернета с утвержденным набором ресурсов, а за доступ в какой-то более, но все равно урезанный интернет, взимали бы дополнительные деньги, то это было бы крайне популярной идеей.
— А что касается 42%, которые уверены, что интернет — это вред?
— Это не вред, а это вражеское оружие. В данном случае президент довольно давно уже сказал, что интернет был создан ЦРУ, и, соответственно, нет никаких причин президенту не доверять в этом отношении.
— Как показало исследование, лишь 10% опрошенных россиян используют новостные сайты в качестве основного источника информации. Для большинства, 60%, — это центральное телевидение, для 6% — это радио, еще 5% читают газеты. Насколько адекватно это отражает действительность?
— По сравнению с телевидением интернет действительно оказался крайне сложным каналом потребления новостей, потому что по ТВ новости понять проще. В интернете вы что-нибудь читаете, а это может оказаться фейком, или вы запостите какую-то новость, а пользователи немедленно вам в ответ в комментариях напишут десяток противоположных точек зрения со ссылками.
— Но по телевидению у нас тоже некоторые новости могут оказаться фейком. Другое дело, что там их искать не надо, тебе уже готовую информацию дают.
— По телевидению ничего не происходит. Вам сказали, вы услышали, и вы это восприняли. Кроме того, у пользователя интернета действительно крайне высокий сейчас спрос на позитивную информацию, не знаю, там 20 самых красивых кроликов Южной Америки — это гарантированное визуальное удовольствие.
Надо понимать, что не только политика пользователю не нравится. Ему с таким же успехом не нравятся всякие ДТП или какие-то иные негативные сообщения, коих, они считают, и так достаточно много в нашей крайне непростой жизни. И государственный контроль в этом отношении, как им представляется, им бы понравился.
Отметим, что часть считает, что регулировать должно государство, правительство, кто-то считает, что спецслужбы, и каким-то образом они пытаются найти разницу между этими двумя составляющими регуляторов. Но кто-то должен за них решить и предоставить им хороший удобный интернет, который нестыдно будет показать детям, с их точки зрения, они-то как-нибудь разберутся и найдут там то, что им надо.
— А если говорить про тенденции, то у нас число пользователей интернета увеличивается, и люди начинают интернету больше доверять, или, может быть, наоборот, как вы говорите, много очень фейковой информации, и люди перенасытились тем, что они получают из интернета?
— Пользоваться интернетом мы как раз стали больше. В первую очередь об этом говорят цифры, 81%, которые отрицательно относятся к распространению призывов протестовать против руководства страны. Согласитесь, этот показатель достаточно близок к реальному показателю общей поддержки главы государства, например.
Еще лет 10-12 назад любой вопрос в интернете давал куда более либеральную повестку, то есть оторванную, скажем так, от мнения большинства, нежели сегодня. Поэтому да, сегодня интернет достаточно репрезентативен и широко распространен среди населения. 60%, которые совокупно, даже больше 60% по этому вопросу, 40% с чем-то постоянно и 20% время от времени — это весьма серьезные цифры проникновения интернета в общество.