МВФ подготовил секвестр для России
От госрасходов предложено отрезать 10% ВВП
Международный валютный фонд (МВФ) в распространенном вчера докладе предложил российским властям сокращение госрасходов на 10% ВВП — неизбежное, по мнению фонда, в условиях продолжающегося длительного периода низких цен на нефть. Среднесрочная программа МВФ для России предполагает проведение пенсионной реформы (включая повышение возраста выхода на пенсию), урезание налоговых льгот и субсидий в энергетике. Отметим, что предложенный объем сокращения государственных трат близок к оценке потерь РФ от сохранения санкций на среднесрочную перспективу — до 9% ВВП.
Доклад МВФ подготовлен по итогам консультаций с экономическим блоком российского правительства и ЦБ, прошедших в мае этого года. Тогда фонд объявил об улучшении прогноза для РФ (минус 3,4% сокращения ВВП в 2015 году против прежних 3,8% и стагнация вместо рецессии — в 2016-м; см. "Ъ" от 22 мая). Сейчас фонд уточняет, что пик инфляции пройден (по прогнозу фонда, она замедлится до 12,5% к концу года и до 7,8% к декабрю 2016-го), а рост может возобновиться уже в следующем году. Однако эти расчеты предполагают отсутствие каких-либо новых внешних шоков — в противном случае избежать новой волны обесценения рубля и разгона инфляции не удастся, предупреждают в МВФ.
Помимо прогноза фонд представил список рекомендаций, в основном направленных на адаптацию экономики к низким ценам на нефть (вчера ее стоимость опускалась ниже $50 за баррель) и к действию санкций. Средняя цена нефти, по прогнозу МВФ, в этом году составит $61,5 за баррель, в следующем — $67,2 за баррель. Санкции же, по оценке фонда, из-за угнетения инвестиций и потребления на начальном этапе будут стоить российской экономике 1-1,5% ВВП. Если же ограничения сохранятся, суммарные потери от них "в среднесрочной перспективе" могут возрасти до 9% ВВП — главным образом из-за падения производительности труда на фоне устаревания технологий, доступ к которым будет ограничен.
Без структурных реформ экономика и после 2016 года не будет расти больше чем на 1,5% в год, ожидают в МВФ. Основные предложения фонда сводятся к изменению действующего бюджетного правила — со смещением акцента с допустимости дефицита (расходы сейчас могут составлять сумму доходов, увеличенную на 1% ВВП) на достижение профицита бюджета в размере 1-2% ВВП. Это, по мнению фонда, необходимо для восполнения суверенных фондов и введения более гибкой привязки к текущей цене нефти (а не к средней за период, как сейчас). Если бюджетное правило не менять, то объем Резервного фонда к 2020 году сократится до 1% ВВП, тогда как ненефтяной дефицит бюджета останется выше приемлемого по оценке фонда уровня — 7% ВВП против 3-4,5%, (в прошлом году этот показатель составил 12,6%, в этом году прогнозируется 13,3%).
Что касается сокращения госрасходов, то делать это предлагается в первую очередь за счет проведения пенсионной реформы. Повышение возраста выхода на пенсию может дать экономию 2-3% ВВП, ограничение раннего выхода на пенсию еще 0,7% ВВП. И наоборот, индексация пенсий в 2016 году по реальной инфляции этого года могла бы привести к росту расходов на 1,1% ВВП, подсчитали в МВФ. Всего же в среднесрочной перспективе сокращение госрасходов может быть доведено до 9,8% ВВП. Из них на 2,7% за счет урезания налоговых льгот и повышения акцизов, еще на 2% — за счет оказания точечной социальной поддержки и 1% — при снижении энергосубсидий, считают в фонде.
Отметим, что отчасти идеи МВФ уже прорабатываются в правительстве. Подготовленный Минтрудом законопроект фактически повышает пенсионный возраст для чиновников с 60 до 65 лет (см. "Ъ" от 28 июля). Более масштабные меры, впрочем, обсуждаются в правительстве с осторожностью. Пока в рамках подготовки бюджета 2016-2018 годов Минфин обсуждает с ведомствами выборочное десятипроцентное сокращение расходов, которое не коснется социальных и оборонных трат.