Краснодарский край способен привлечь один триллион частных инвестиций!
Так считает Сергей Черномаз, сопредседатель Краснодарского краевого отделения «Опоры России», руководитель комитета по инвестициям
— Многие комментаторы оценивают ситуацию в экономике как критическую. Считаете ли вы, что сейчас у нас в стране сложилась тупиковая ситуация в экономике?
— Она не тупиковая, она просто стала сложнее, чем была раньше, и она просто новая, новая интересная реальность, если хотите. На повестку дня вышли совершенно иные задачи. И наша экономика, и все мы к ним оказались попросту пока не готовы. Это сложное явление. И в этом много «символов экономической веры»: будущая стоимость нефти, газа, металлов и доступ к кредитам. Я считаю, что для России время сверхдоходов от нефтегазового сектора прошло и это время никогда больше к нам не вернется.
Еще недавно было нецелесообразно (имею в виду экономическую целесообразность) убеждать игроков развивать иные направления, кроме углеводородов. Зачем? Рентабельность, стабильность денежного потока, гарантии экспорта были в разы выше, чем у любого иного направления.
Вы приходите и говорите: «Нам нужны новые заводы с высокоточными станками и инновационными решениями. Это нужно, полезно и современно». Вам говорят: «Отлично! Сколько вложить? 100 млн? А доходность?» Вы говорите: «5%. При этом вставать нужно в пять утра, много учиться, открыть еще институт прикладной физики...» Вам, естественно, говорят: «Подумаем. Отличный проект, как вы здорово все придумали!» Но денег не направляют в этот проект, так как углеводородная отрасль спокойно выдаст 60–150% на тот же самый вложенный капитал, да и вставать в пять утра не обязательно.
Вы как предприниматель расстраиваетесь и рассказываете знакомым, что не хватило только одной подписи. Вот-вот, кажется вам, и все получится. Но против вас играет базовый принцип «про рыбу и глубину»: деньги текут в места наибольшей доходности.
— И что, мы с этой иглы ушли? Больше не будет таких подарков судьбы?
— Я считаю, что подарков не будет. На мировом уровне идет переход на новый технологический уклад. При этом у нас происходит глобальный слом в экономике страны. Со своими скрипами. Уже все привыкли жить в парадигме «нам повезло, и напряженно работать не нужно». Но все меняется. И работать нужно снова, и работать много. Это можно сравнить с процессами, которые происходили в Англии во времена Тэтчер, когда вся экономика страны переходила с угля как основного энергоносителя.
— Вот здесь поподробнее. Что означает «не нужно работать»?
— Понимаете, в стране длительное время рост зарплат и пенсий у населения был существенно выше, чем рост производительности труда. То есть получали вы все больше, а работали все меньше. В этом проявлялась забота государства и его социальная ориентированность. Богатое государство всем давало денег больше и больше. Россия не жила так богато, как во времена «нулевых». А сейчас нужно всем по-другому относиться к своей работе. Работать придется значительно больше и получать при этом меньше.
— Это пережить можно. Но к чему готовиться? Есть ли перспективы? Где точки роста? За счет чего мы выберемся? Какова будет ситуация в Краснодарском крае? В Краснодаре? Чего нам ждать?
— Если совсем упростить… Как устроен реальный мир? Раньше, чтобы обложить все население определенной территории налогом, его нужно было захватить. Пришли завоеватели, захватили, заставили всех жителей платить 25% от своего дохода… Представляете, какой жуткий сценарий?
И сейчас эти амбиции никто не отменил: Япония, Германия, США, Китай и т. д. по-прежнему планируют «захватить», в том числе нашу землю, и «обложить налогом». Только изменились способы и методы. Они стали экономическими. Сегодня нет смысла владеть территорией. Глобальная экономика поступает по-другому: придумали патенты и лицензионные сборы, потом различные товары. Например, «Айфон»: сделали его желанным для краснодарцев — продали все телефоны и увели прибыль и денежки в свои страны. Условно, $3 млн ежемесячно составит налог в части разных телефонов.
Или продали 40 автомобилей «Тойота» за месяц — и еще $3 млн Япония увела к себе.
В реальном мире эти суммы «подати», которые платят краснодарцы, значительно больше, и они на каждом шагу.
— Но ведь у нас находится завод по сборке и у нас находится дилер?
— Это все верно. Только дело в том, что к вам попадут или, правильнее сказать, вам дадут заработать только те денежки, которые причитаются вам именно за вашу работу. Сборку — и только! За продажу — и только! Это очень немного. Не забывайте, что заводы у нас обходятся дешевле, так как наши сотрудники стоят меньше, чем в Швеции, к примеру. Но основные деньги в виде прибыли уедут туда, откуда родом технология и маркетинг.
Или еще пример: в Краснодаре на зарубежное кино в сеть кинотеатров «Монитор» сходило 100 тыс. человек по 300 руб. — итого 300 млн руб. за месяц. И лишь малая часть прибыли останется у владельца кинотеатра за то, что он его построил и содержит, продает билеты, проверяет, чтобы без билетов не ходили. А настоящие деньги уедут в США или во Францию как доход кинокомпании от проката картины. А сколько у нас таких «желанных» фильмов идет каждый день?!
То же происходит с продажей итальянской обуви, программами «Майкрософт», компьютерами и продуктами Apple, немецкими котлами и китайскими игрушками. Только наш любимый Краснодар платит ежемесячно «дань» десятками миллионов долларов, если хотите.
Как видите, нет нужды владеть территорией Краснодара, чтобы собрать «прибыль и налоги» с его жителей. Нужно лишь сделать нечто, что краснодарцы очень захотят купить. И купят.
— Как-то вы все обидно повернули. Мне не хочется никому платить, да еще и «дань». Нас захватили?
— Мы просто были богатые и немного ленились. Зачем изобретать станок или поддерживать производителя? Зачем много учиться?
Сколько среди наших знакомых специалистов с купленными дипломами? А со студенчеством у нас что происходит? У нас было построено доброе и социально ориентированное государство. Оно, по сути, и дарило нам все это. Сожалею, что мы только сейчас начинаем осознавать, что не все было заслуженно, во многом государство нас авансировало.
— Как же наши компании?
— Возьмем, к примеру, «Магнит». Очень бодрая и активная компания. Если вернуться к той парадигме, что мы обсудили ранее, она тоже «обложила налогом» всю страну. Они продают в других городах России, зарабатывая там прибыль, в том числе продавая продукты, выращенные на Кубани. И в этом они быстрее и успешнее многих. Зарядку делают, речевку знают, встают пораньше, денежки не транжирят. Но, зарабатывая в Москве или Новосибирске, владелец «Магнита» полученные в виде прибыли денежки вкладывает в Краснодар. Поэтому у нас новый футбольный стадион строится, появился футбольный клуб «Краснодар», детская академия футбола, производственные площадки создаются, планируется открытие образовательного центра. А это рабочие места, новые перспективы для жителей.
Экономический образ мышления говорит нам о том, что экспортировать с прибылью со своей территории — правильная цель. Любая станица Краснодарского края развивается именно в этой логике. И если они что-то производят у себя: кукурузу, строительные блоки, подсолнечное масло, — а продают это по всей стране, то они и есть драйверы и залог нашего благополучия. Зарабатывают там прибыль и ее вкладывают в место, откуда родом. По-моему, в этом и проявляется патриотизм.
Что для этого нужно? А для этого нужно быть таким эгоистичным альтруистом. Стать на сторону покупателя и сделать что-то такое и по такой цене, чтобы условный житель Урала все это купил. И не только купил, а стал постоянным покупателем. Например, приезжал отдыхать регулярно, каждый год, в Веселовку, или Анапу, или Сочи.
В этой же логике действует любой фермер в Краснодарском крае. Он вырастил здесь хлеб, черешню или горох. Он вырастил все это здесь, потому что здесь это выгоднее, чем в Сибири, рисков меньше потерять урожай. И продал на оптовых или розничных рынках страны. Он наш герой. Он привезет свою прибыль, денежки сюда и вложит их здесь, на Кубани. Даст работу людям, которые живут рядом с ним.
— Фермеры будут развивать экономику Кубани?
— Да, но не только они. Туризм на наших курортах будет развивать нашу экономику. Мы же уверены, что сейчас будут востребованы наши курорты все больше и больше. А это означает, что люди будут зарабатывать деньги, скажем, в Сибири, а тратить их на отдых именно у нас. Наши производства будут развивать, нашу сельхозпереработку будут развивать.
По всей стране неопределенность будущего сейчас «сводит предпринимателей с ума», сегодня ни один предприниматель четко не понимает, как нащупать долгосрочный платежеспособный спрос для своего бизнеса. То, за что сегодня люди готовы платить денежки, сильно изменилось. Очень быстро сменились покупательские предпочтения. Закрывается очень много разных бизнесов, но в первую очередь те, которые только и делали, что привозили в Россию импортные товары для перепродажи.
И действительно, раньше, в прошлой экономике, были все предпосылки для развития именно таких видов бизнеса. Сейчас же все изменилось: «новая экономика края» кардинально будет отличаться от того, что было ранее. Раньше вы могли привезти огурцы или помидоры из Анталии и продать их с прибылью, и при этом по более низкой цене, чем местные производители. Сейчас это в прошлом, и, мое мнение, навсегда в прошлом.
Мы убеждены, что доля денег, которую средний житель страны будет тратить на продукты питания, в перспективе нескольких лет будет только расти. Этот факт открывает очень серьезные перспективы перед Кубанью. Раньше среднестатистический житель России в среднем тратил на еду около 30% своего дохода, а сейчас — 45–55%.
А где рентабельнее всего производить и выращивать продукты питания? В Краснодарском крае! Это наше климатическое преимущество. Да, можно все вырастить и в Магадане, но себестоимость будет совсем иная. Она будет выше, и поэтому продукцию будет сложнее продать.
— Прямо манифест Краснодарского края получается у вас. Вы уверены, что это сработает? Сейчас же очень сложная ситуация с кредитованием предприятий. Где брать деньги?
— Когда Владимир Владимирович Путин говорит о том, что у России появляется шанс вопреки санкциям сделать рывок, он говорит именно об этом. Когда правительство ввело в оборот понятие «импортозамещение» — тоже об этом! Кубань может стать лидером в этом вопросе. Мы как региональное отделение, которое поддерживает предпринимателей, видим свою цель в том, чтобы Кубань сделала рывок. Все предпосылки для этого есть. Все логичные аргументы говорят о том, что скоро на Кубани будет рост предпринимательской активности.
Краевые власти разрабатывают программы субсидирования и кредитования для бизнеса. Только мер государственной поддержки более 50, и суммы по ряду программ предусмотрены миллиардные. По этому направлению также нужно навести порядок. Поддерживать всех подряд не получится — государственных денег не хватит. Нужно поддерживать тех, кто умеет планировать, имеет стратегию развития или интересную бизнес-идею, хорошие финансовые показатели и платит исправно налоги.
— Но ведь в Краснодарском крае тоже есть зима. Круглогодичного производства не получится. Импорт неизбежен. И климат помягче в Крыму или в Абхазии.
— Зима у нас самая мягкая в стране. А по поводу импорта мое мнение такое: курс валют и тенденция цен на нефть и газ таковы, что продукты питания у нас будет всегда выгоднее производить. Не забывайте про пошлины, не забывайте про сроки доставки. В общем, у нас будет экологичнее, свежее и дешевле!
А по поводу Абхазии и Крыма… Я считаю, что есть масса причин, почему выбор упадет на Краснодарский край при сравнении предпринимателями площадок, куда инвестировать. Да, там хороший климат, но у нас есть тоже очень веские аргументы. Так что мы поборемся за денежки предпринимателей со всей страны.
— Вы все это серьезно говорите? Что вы хотели бы видеть в итоге, например, через пять лет?
— Конечно, серьезно. У нас в крае назначен министром сельского хозяйства молодой и успешный фермер. Думаю, именно для того, чтобы он работал по 25 часов в день, без выходных. Он понимает и знает, что нужно сделать и как это сделать. Многие могут сказать: «Недостаточно опыта», — но это дело поправимое. Есть множество положительных примеров и молодых лидеров в истории России.
Мне бы хотелось, чтобы в течение трех-пяти лет около 10 тыс. новых фермерских хозяйств появилось у нас в крае. Чтобы каждое их них приняло на работу десять человек. Чтобы каждое из хозяйств проинвестировало в среднем по 10 млн руб. в наш край. А это 1 трлн руб. инвестиций и 100 тыс. новых рабочих мест, а также налоги для развития социальной сферы и образования!
Мы же будем работать, чтобы ежегодно каждое фермерское хозяйство зарабатывало прибыль и развивалось и чтобы на Кубани росло количество рабочих мест. Кроме того, мне видится, что существующие сейчас предприятия всех наших перспективных отраслей разовьются и вырастут в несколько раз за это время!
А какой еще регион страны, кроме Кубани, имеет такие логичные и обоснованные резервы для роста? Это вполне достижимо. Край у нас уникальный. Резервы развития огромны. Все выполнимо.
Поэтому я и обращаюсь к предпринимателям всей страны: мы ждем вас у себя! Хватит грустить по поводу того, что в магазинах мало продаж. На Кубани много земли. Будем помогать брать ее в аренду, будем помогать ее выкупать, чтобы вы могли под залог земли кредитоваться в банках, и будем субсидировать и помогать во всем.
Хочу, чтобы вы знали, что вставать нужно будет в пять утра, много работать, экспериментировать и рисковать. Но и прибыль на Кубани вы сможете заработать.
Это не просто, но и не невозможно.
— И последний вопрос. Вы все время говорите про подъем в пять утра. Во сколько вы просыпаетесь?
— Мне повезло с работой. Пока я имею возможность просыпаться в 6.00, у меня четверо детей, младшенькой годик. (Смеется). И последнее: я так обстоятельно и подробно постарался аргументировать причины, почему выгодно открывать бизнес в Краснодарском крае, потому что я действительно убежден в том, что наш край ожидает всплеск предпринимательской активности. А люди бизнеса не могут реагировать на «мало слов», им нужна обстоятельная и подробная беседа с прояснением нюансов, рисков и перспектив. Я изложил свою картину мира!
И еще мои контакты: opora_kuban@mail.ru или ch74@list.ru, пишите. Спасибо!
«Опора России» — общественное объединение, включающее около 400 тыс. предпринимателей и иных граждан, объединяющее более 143 отраслевых союзов, ассоциации и гильдии.
Поэтому наше краевое отделение «Опоры России» приглашает всех предпринимателей страны приезжать к нам и открывать бизнес на Кубани. И это не просто приглашение, а очень аргументированное приглашение. Краевые власти Кубани очень продуктивно начали заниматься тем, чтобы условия для бизнеса в регионе были максимально благоприятными: субсидии, выстраивается взаимодействие с местной властью.
В этой связи региональный актив «Опоры России» предлагает губернатору ввести такой понятный для всех показатель оценки качества работы глав городов и районов, как рост числа рабочих мест. Для естественных монополий их работу ежегодно оценивает губернатор Кубани. Это скорость подключения, а также количество вводимых ресурсоснабжающих объектов, обеспечивающих необходимыми мощностями новые инвестиционные проекты. Ведь это важнейший совокупный показатель их деятельности. Растут рабочие места — значит, работа проводится правильно, инвестиции пришли — значит, не боится бизнес работать. В общем, это простые и понятные оценки. Сокращаются рабочие места, предприятия уходят в банкротство — значит, надо немедленно что-то подправить или улучшить. Ведь иногда достаточно небольшой помощи, и работа предприятия восстанавливается. И здесь не нужно рассчитывать только на банки. Нужно использовать весь спектр существующей государственной поддержки. С этим вопросом в крае существуют некоторые проблемы, но мы уверены: новая региональная власть справится с этим вызовом. Заработает краевой инвестиционный фонд, начнется активная реализация проектов частно-государственного партнерства («Закон о ГЧП» принят депутатами Государственной Думы в третьем чтении), для предпринимателей будут созданы региональные организации инфраструктуры поддержки: специализированные центры прототипирования и инжиниринга, инновационных технологий, кластерного развития, а также бизнес-инкубаторы. Тем более что эти проекты софинансируются до 80% из средств федерального бюджета. Это позволит объединить потенциал кубанских вузов, исследовательских лабораторий, содействовать развитию НИОКР на предприятиях края, повышая их производительность труда и технологическое развитие.