«Мы переплачиваем сотни миллиардов рублей за пищу, которую надо выбросить»
В говяжьем фарше гипермаркета «Ашан» обнаружили ДНК лошади
«Ашан» начал внутреннее расследование в связи с появлением в своих магазинах поддельной мясной продукции. Ранее в ходе проверки четырех гипермаркетов Московского региона Россельхознадзор обнаружил около 90% фальсификата. Данные о нарушениях ведомство направит в суд. Проверка магазинов показала, что состав на этикетках мясных продуктов в «Ашане» не соответствует действительности — один вид мяса заменяют другим, менее ценным. В частности, в говяжьем фарше ведомство обнаружило примеси свинины, курицы и баранины. Также Россельхознадзор отметил, что в одной из проб продукции в сети гипермаркетов обнаружили ДНК лошади. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ побеседовал с ведущей «Коммерсантъ FM» Натальей Ждановой.
— Скажите, как часто такие нарушения встречаются, это что-то такое вопиющее или нет, или это просто очередная проверка такое показала?
— Нарушения такие встречаются чрезвычайно часто, а вот выявляются чрезвычайно редко. Особенно огорчительно, что по информации, которая есть на сайтах, Россельхознадзор проводил эту проверку по поручению вице-премьера. Проверку конкретных продуктов, конкретной сети по поручению вице-премьера. Мне казалось, что это должна быть их служебная обязанность, каждый день они должны заниматься такими проверками, они же называются надзор, государственный надзор. И что касается мяса, во-первых, я нигде не обнаружил информации Россельхознадзора про 90%. Есть информация о двух выявленных случаях. Один с якобы говяжьим фаршем, в котором есть признаки конины и свинины, а другой — про пиццу с просроченной колбасой.
На самом деле Роспотребнадзор ежегодно при своих проверках мясных продуктов бракует несколько процентов того, что проверяет. Вот мы с вами покупаем за год 6 млн т мяса и мясопродуктов. 1% от 6 млн тонн — это 60 тыс. т или 60 млн кг. Представьте себе, собственно, о чем идет речь. Килограмм сколько стоит? Допустим, в среднем не меньше 200 руб., с учетом птицы. Сколько мы с вами переплачиваем за плохое мясо, если за год 5% забраковал Роспотребнадзор, проверив 3 тыс. т? Ну, это обычная ситуация. Он же не может все проверять.
То есть на самом деле даже по официальным данным государственных надзорных органов ситуация удручающая. Мы переплачиваем сотни миллиардов рублей за пищу, которую по-хорошему надо было бы выбросить, и портим еще себе здоровье. Если посмотреть на данные экспертиз независимых общественных потребительских организаций, разных экспертных центров — кстати, эти все экспертизы проводятся в тех же лабораториях Роспотребнадзора, Росстандарта, Эпиднадзора, аккредитованных лабораториях, — там еще хуже картина. Там десятки процентов надо выбрасывать, а не кушать. Понятно, что когда начинаются кризисные явления в экономике, для потребителя ситуация резко ухудшается за счет того, что есть еще и скрытый фактор — нам ухудшают качество, за ту же цену нам дают уже что-то другое, более низкого сорта, с худшим сырьем, более дешевым, по более дешевым технологиям сделанное.
Что касается сетей, я скажу вам, что надо добиться от них, чтобы они свою систему стимулирования работников строили не на поощрении за минимум товаров, которые не проданы потребителю, из-за чего они и переклеивают маркировку и пускаются во все тяжкие, а как раз на санкциях за выявленные самим внутренним контролем, тем более внешним надзором, нарушения. Тогда ситуация была бы для потребителя лучше.
Ну и, конечно, госнадзоры должны иметь значительно больше прав и работать значительно более активно, не дожидаясь поручений вице-премьера.
— А как вы думаете, этот случай с «Ашаном» так и останется единичным, или после этого начнутся массовые проверки в сетях?
— Я не думаю, что в сетях ситуация хуже, чем не в сетях. Наоборот, в мелких магазинах, где положение хозяина значительно сильнее зависит от того, сумеет ли он продать, еще хуже все. Здесь должны быть, во-первых, проверки не кампаниями, а системные, систематические и без всяких поручений с самого верха власти. Самое главное, должен быть другой уровень ответственности, то есть за прошлые годы средний размер штрафов по нарушениям, а нарушения выявляются в среднем по два на каждую проверку, был 3 тыс. руб. Сейчас его подняли, существенно подняли недавно по Административному кодексу, но пока я не слышу, чтобы широко применялись эти новые штрафы.
— Ну, для «Ашана» теперь от 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. — это для большой сети не так уж и много в качестве штрафа.
— Конечно, для них это тоже не деньги.
— Как вы думаете, в целом вся эта ситуация с некачественными продуктами связана с введением продуктового эмбарго, с тем, что нет качественного сырья на территории России и в целом с кризисной ситуацией в экономике?
— Безусловно, связана. Чем хуже экономическая ситуация, тем жестче конкуренция. Не могут все удержаться на плаву, но все хотят удержаться и пускаются во все тяжкие. Прежде всего, если изготовители будут повышать цены, то у них не будут покупать. А, кстати сказать, сети — это их большой грех — ведут отбор поставщиков по самой меньшей цене, и они их тем самым стимулируют, а проверять не очень-то проверяют, что им дают, «давайте нам что-нибудь подешевле», вот они и дают подешевле, ухудшая сырье и технологии приготовления.
— Есть дефицит, наверное, сырья, зарубежное сырье поступало вместо российского?
— Проблема в том, что свое сельское хозяйство не дает столько, сколько должно было бы давать и сколько было бы естественно ожидать от огромной страны с огромными посевными площадями, с огромными средствами, вкладываемыми в сельское хозяйство. Вкладывать в сельское хозяйство — вот чем государство должно заниматься, надо своего производителя, конечно, поддерживать и всячески поднимать, но не давать ему таких условий, при которых он может свободно продавать, извините, всякую дрянь. Он же понимает, что он создает.