Самостроям ищут правовое основание
Власти Ростова разрабатывают механизм легализации самовольно возведенных жилых домов
Многоквартирные дома, построенные в Ростове без разрешения, могут легализовать без судебных споров. Городская власть собирается сносить объекты только на раннем этапе строительства, а решать проблемы с уже возведенными и заселенными домами планирует через переговоры с застройщиками, но только в том случае, если те готовы устранить основные нарушения. Эксперт отмечает, что чиновникам выгоднее договориться с застройщиком, чем допустить снос дома, в который уже вложены деньги жильцов. Однако документ, регулирующий процесс придания законного статуса таким домам, пока не разработан.
Часть самовольно построенных многоквартирных домов в Ростове-на-Дону могут узаконить без судебных споров, если администрации и застройщику удастся прийти с соглашению. Об этом рассказал главный архитектор — директор департамента архитектуры и градостроительства Юрий Дворников. По его словам, в администрации понимают, что снос объектов на завершающих этапах строительства прежде всего осложнит жизнь жильцам, которые уже приобрели квартиры. «С одной стороны ясно, что строительство незаконное, с другой — есть человеческий фактор. Люди вкладывали средства материнского капитала, использовали жилищный сертификат, брали ипотечные кредиты»,— отметил господин Дворников.
Сейчас в Ростове, по его данным, насчитывается около 70 самовольно возведенных домов. Сколько из них могут в будущем получить законный статус и сколько уже заселены, чиновник не уточнил. По его словам, по 15 объектам ростовские суды уже вынесли решения о сносе, которые пока в законную силу не вступили. При этом, говорит главный архитектор города, судебные споры с застройщиками в таких случаях обычно затягиваются. «В администрации согласны, что сносить незаконные постройки необходимо на самом раннем этапе, скажем, на уровне фундамента, а дома, построенные примерно до ноября 2014 года, стоит стараться узаконить, если, конечно, застройщик готов идти навстречу»,— говорит господин Дворников.
По его словам, придать объектам правовой статус можно будет только в том случае, если девелоперы согласятся устранить основные нарушения, допущенные в ходе строительства. «Должен быть проведен ряд экспертиз, проверены конструктивные элементы зданий, нормы пожарной, санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности. Кроме того, необходимо установить, в какой зоне находится объект, как он влияет на окружающие дома, на городскую среду»,— пояснил чиновник. В случае успешного решения проблем с застройщиками законный статус дому будет прописан в мировом соглашении.
В департаменте архитектуры и градостроительства рассказали, что документ, регулирующий процесс легализации самовольно построенных многоквартирных домов, пока не разработан, вопросом занимается администрация города. Одно из совещаний, на котором обсуждалась проблема, прошло в середине июля с участием главы администрации Сергея Горбаня, сказал представитель департамента. Примерные сроки разработки документа он не назвал.
Генеральный директор компании Macon Realty Group Илья Володько считает, что горадминистрации в таких случаях выгоднее заключить мировое соглашение с застройщиком, чем допустить снос дома, в который уже вложены деньги жильцов. «Иначе городские власти признают, что в свое время по какой-то причине не уследили за ситуацией, а теперь, ставя жильцов перед фактом, естественно вызовут недовольство»,— рассуждает он. По словам господина Володько, получить обратно деньги с таких застройщиков после сноса дома нереально, так как у тех зачастую просто отсутствуют необходимые средства. Эксперт отмечает, что вопросы безопасности в таких объектах в большинстве случаев соблюдены и соответствуют общему уровню, а основные проблемы будут вызваны самим характером застройки. «Могут возникнуть вопросы к плотности заселения, числу парковочных мест, детских площадок и т. д. В таком случае как раз может помочь мировое соглашение, по которому застройщику, к примеру, выделят дополнительные площади для дооснащения объекта»,— пояснил он. Илья Володько уверен, что изменять само устройство здания, его этажность, основные элементы после мирового соглашения уже не будут.