Объекты саммита БРИКС прирастают проверками
Пока власти Башкирии ищут невыплаченные зарплаты строителей, заявителей становится все больше
В Башкирии продолжаются проверки по факту невыплат рабочим, занимавшимся подготовкой объектов к саммиту ШОС–БРИКС, который прошел в Уфе в начале июля. Помимо Следственного комитета и прокуратуры заявления оставшихся без денег строителей проверяют в администрации Уфы, в правительстве республики и в региональном управлении государственной инспекции труда. В профсоюзных организациях отмечают, что подобных проблем в фирмах, где созданы профсоюзы, не возникало, но готовы предложить свою помощь всем обманутым рабочим, если те к ним обратятся.
В распоряжении „Ъ“оказались ответы на запросы, которые разослал по республиканским ведомствам башкирский правозащитник Ильгиз Юсупов, представляющий интересы рабочих, которые не получили зарплату за участие в подготовке объектов саммита ШОС-БРИКС. Как выяснилось, к проверке фактов невыплат рабочим помимо МВД и прокуратуры республики подключилась Государственная служба инспекции труда. Кроме того, ситуацией, как следует из полученных уведомлений, заинтересовались в городской администрации Уфы и республиканском правительстве: разобраться в деталях и проинформировать о результатах заявителей, а заодно и главу Башкирии Рустэма Хамитова поручено вице-премьеру республики Владимиру Нагорному.
Как ранее сообщал „Ъ“, Ильгиз Юсупов подал в прокуратуру республики заявление о массовых невыплатах зарплат от лица более чем 60 жителей Башкирии. Те обратились к правозащитнику в январе текущего года. Жители Архангельского, Кугарчинского и Зилаирского районов сообщили, что летом 2014 года участвовали в работах по подготовке аэропорта, гостиниц Hilton и «Башкирия» к саммиту ШОС–БРИКС, который прошел в Уфе 8–10 июля нынешнего года. По их словам, зарплаты они так и не получили (средняя выплата, согласно договору, равнялась 140 тыс. руб. за без малого полгода работы). Кроме того, утверждали рабочие, на стройках использовался труд несовершеннолетних и мигрантов из Средней Азии. Гастарбайтеры подвергались регулярным избиениям и несколько раз организовывали забастовки, которые пресекала полиция.
На минувшей неделе появились новые жалобы — на этот раз, по словам Ильгиза Юсупова, речь идет об обращении почти 200 рабочих. Они были задействованы при строительстве моста через реку Белую и ремонте гостиницы «Шератон». Контракты с ними заключала в первом случае компания ОАО «Волгомост», во втором — «Гранель-недвижимость». Как сообщается в жалобе рабочего Дениса Сахарова, участвовавшего в работах на мосту, в его трудовом договоре, заключенном в августе 2014 года, предполагалась выплата 15% районного коэффициента, которые ни господину Сахарову, ни еще 100 рабочим выплачивать не стали. В среднем, пояснил господин Юсупов, речь идет о 20 тыс. руб. на человека. При этом, по информации „Ъ“, мост через Белую к объектам саммита не относится: он будет сдан, вероятно, лишь к 2018 году и строит его компания «Уралмостстрой». В случае с рабочими, которые ремонтировали «Шератон», пояснил правозащитник, выплаты не осуществлялись вовсе. «Шератон» входил в число объектов саммита, но в «Гранель-недвижимости» „Ъ“ сообщили, что долгов по зарплате компания не имеет, хотя не исключили, что они есть у строительных организаций–подрядчиков отеля.
Собеседник „Ъ“ в МВД республики заявил, что проверка еще не завершена. В прокуратуре Башкирии сообщили, что также проводят проверку фактов, опубликованных СМИ, но предварительно установлено, что компании, готовившие объекты к саммиту, не заключали трудовых соглашений с работниками, а работали по гражданским договорам.
Опрошенные „Ъ“ представители профсоюзных организаций заявили, что слышали о ситуации в Уфе, но к ним рабочие не обращались. «Там, где есть наши профсоюзы, обычно таких проблем не возникает. Мы сообщений о таких невыплатах не получали, но если эти рабочие обратятся к нам, то мы готовы эффективно помочь»,— сказал президент Конфедерации труда России Борис Кравченко. Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков заявил „Ъ“, что также слышал о фактах невыплат, но отметил, что во всех случаях речь идет об организациях, где профсоюзных ячеек нет. «В Башкирии задолженность по заработной плате — общая проблема. Если эти рабочие готовы, то могут вступить в профсоюз, а мы будем готовы им помочь»,— добавил он.