«Синергия» возьмет «Бастион»
Она покупает коньячный бренд у структур ВТБ
Как стало известно “Ъ”, один из крупнейших российских производителей водки ГК «Синергия» договорилась о покупке у ВТБ коньячного бренда «Бастион». Он был выставлен на продажу вместе с другими алкогольными активами, доставшимися банку от экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина. «Бастион», который в 2007 году стоил $25 млн, теперь из-за низких продаж оценивается экспертами не дороже $2 млн. Но для «Синергии» он может стать флагманским в линейке ее коньяков.
О том, что «Синергия» покупает у структур ВТБ коньячную марку «Бастион», “Ъ” рассказали два участника алкогольного рынка. Информацию также подтвердили два источника, близких к сторонам переговоров. По словам одного из собеседников, сделка находится в финальной стадии и может быть закрыта уже в конце этой недели. Предправления и акционер «Синергии» Александр Мечетин от комментариев отказался. Так же поступили в пресс-службе ВТБ.
Бренд «Бастион» является одним из старейших российских коньяков, существуя с конца 1990-х годов, напоминает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. ВТБ «Бастион» достался в 2011 году вместе с другими алкогольными активами ТД «Межреспубликанский винзавод» (МВЗ), конечным бенефициаром которого был скрывающийся сейчас за границей бывший президент и акционер Банка Москвы (теперь также контролируется ВТБ) Андрей Бородин. За последние несколько лет ВТБ удалось продать часть активов МВЗ — в частности, краснодарский винный завод «Мильстрим» и молдавский коньячный завод Calarasi-Divin. Московский межреспубликанский винодельческий завод, на котором выпускался «Бастион» и другие бренды МВЗ (водка «Флагман», вино «Арбатское»), был остановлен в конце прошлого года после того как ВТБ не смог продать предприятие на торгах.
ГК «Синергия» является одним из крупнейших производителей крепкого алкоголя в России, где владеет семью заводами. Выпускает водки Beluga, «Беленькая», Veda. В портфеле компании есть также собственный виски Fox&Dogs (производится в Шотландии). Импортирует виски Grants, Glenfiddich, коньяк Camus, текилу Milagro, джин Hendrick’s. Выручка компании в 2014 году составила 28,2 млрд руб., чистая прибыль — 1,1 млрд руб., отгрузки алкогольной продукции — 11 млн дал. Основными акционерами компании являются Александр Мечетин и Валентин Завадников.
По данным Росстата, в первом полугодии 2015 года в России было произведено 3,1 млн дал коньяка, что на 10,5% больше аналогичного периода прошлого года. В прошлом году объем его выпуска сократился на 7%, до 6,9 млн дал.
Сумма, за которую «Синергия» покупает «Бастион», составит несколько миллионов долларов, сказал “Ъ” один из близких к сделке источников. Между тем в 2007 году МВЗ приобрел бренд у Русской винно-водочной компании за $25 млн. Тогда доля рынка «Бастиона» на рынке коньяка была около 13%. На конец прошлого года, по данным Nielsen, у лидера рынка, коньяка «Старый Кенигсберг» (производит «Альянс-1892»), доля рынка была 9,9% в натуральном выражении. «Бастион» же не входил даже в топ-20 крупнейших марок. «Из-за того что в последние годы продажи “Бастиона” были незначительными, сегодня этот бренд вряд ли стоит больше $2 млн»,— считает господин Дробиз.
Гендиректор дистрибуторской компании «Регион-50» Николай Лаушкин считает, что «Синергия», как один из лидеров алкогольного рынка, сможет увеличить объемы реализации «Бастиона». «Сам бренд хороший, думаю, что у “Синергии” он может стать ключевой маркой в коньячной категории»,— полагает господин Лаушкин. Сейчас в портфеле «Синергии» главной маркой в сегменте российского коньяка является «Золотой резерв»: его розничная цена составляет около 500 руб. за 0,5 л (пятилетний коньяк). «Если в следующем году минимальная розничная цена на коньяк будет поднята (сейчас составляет 322 руб. за пол-литра.— “Ъ”), то конкуренция в нижнем ценовом сегменте ужесточится, поэтому попытка “Синергии” выйти в более высокую категорию — 800–1000 руб. за 0,5 л — представляется логичной»,— говорит директор по информации и аналитике холдинга Alvisa (коньяк «Старейшина») Михаил Мачнев.