Бизнесу открывают портал

Татарстан запустил сервис для доступа предпринимателей к госзакупкам

Власти Татарстана предпринимают попытки повысить доступность госзаказов для малого и среднего бизнеса (МСБ), которому сейчас достается не более 5% суммы контрактов, разыгрываемых в тендерах. Вчера чиновники презентовали новый интернет-портал, на котором предприниматели смогут отслеживать информацию о новых госзакупках, публикуемых на различных электронных площадках. Эксперты и бизнес-сообщество оценили инициативу положительно и предложили «еще что-то придумать» для поддержки МСБ.

Глава Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер пообещал предпринимателям «тарелки во Владивостоке»

Фото: Василий Александров, Коммерсантъ

Вчера министерство экономики Татарстана и ГУП «Агентство по госзаказу РТ» презентовали журналистам новый информационный портал для малого и среднего предпринимательства «Ваш доступ к рынку». По словам министра экономики Артема Здунова, сервис в режиме онлайн позволяет бизнесменам «увидеть основные товары и услуги, которые необходимы крупным заказчикам». Работа портала, по замыслу разработчиков, должна способствовать увеличению доли МСБ в закупках бюджетных и регулируемых организаций.

Напомним, в настоящий момент закупочная деятельность государственных и бюджетных учреждений регулируется 44-ФЗ о контрактной системе. Торги, согласно этому закону, проводят пять федеральных электронных площадок. Кроме того, 153 площадки осуществляют закупки по 223-ФЗ для государственных компаний, монополистов, а также организаций, занимающихся регулируемыми видами деятельности.

Как рассказал глава агентства по госзаказу республики Яков Геллер, новый портал, доступный по адресу smb.tattis.ru, фактически «связывает» все существующие площадки, предоставляя предпринимателям единую базу сведений о закупках. После регистрации на портале его резиденты могут оформить подписку на подборку информации о существующих потребностях на рынке по определенным запросам. «„Кирпич в Калининграде“, „тарелки во Владивостоке“, „носки в Самаре“», — привел пример господин Геллер. Пользователь сервиса ежедневно будет получать извещения о соответствующих закупках в веб-кабинет и на электронную почту, указанную при регистрации.

Господин Геллер обосновал необходимость ресурса тем, что предприниматели сталкиваются с «отсутствием информированности» о закупках в регионах: «Предприниматели вынуждены содержать специальный штат сотрудников, которые мониторят все известные ресурсы». А Артем Здунов выразил надежду, что портал также станет «одним из инструментов по исполнению прошлогоднего постановления правительства РФ», согласно которому с 1 июля госкорпорации должны закупать 18% услуг у субъектов МСБ.

Ранее участники рынка сетовали на малую долю участия МСБ Татарстана в закупках. Так, глава Ассоциации малого и среднего бизнеса республики Хайдар Халиуллин, ссылаясь на официальные источники, говорил, что доля малого бизнеса в госзакупках Татарстана достигла 15%. Однако по результатам мониторинга Агентства стратегических исследований (АСИ) доля МСБ в общей сумме контрактов составляет 5,1%. Напомним, в июне АСИ признало Татарстан одним из самых привлекательных регионов для инвестиций. Однако республика не смогла войти в число лидеров по поддержке МСБ, в том числе из-за его ограниченного доступа к госзаказам. По оценкам экспертов ассоциации, доля малого бизнеса в закупках может быть еще ниже — от 2%. Из 140 тыс. субъектов МСБ в торгах участвуют не более 4-5 тыс., на них приходится 1,8–4 млрд руб. заказа из 80­–90 млрд руб. общей суммы контрактов.

Опрошенные „Ъ“ эксперты положительно оценили появление нового портала для МСБ. «Это сильный источник, который позволит предпринимателям получать информацию о закупках. Государство в свою очередь сможет анализировать, какие закупки проводятся и кто в них участвует», — отметил бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. Он добавил, что предприниматели сообщают ему о том, что им «трудно получить информацию о закупках, что информация закрыта, разбросана на большом количестве площадок» и необходимо «тратить много времени и ресурсов». «Насколько этот ресурс эффективен и функционален, время покажет, исходя из того, будут ли им предприниматели пользоваться», — заключил бизнес-омбудсмен.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что одной из проблем скромного участия МСБ в госзакупках является «вялость и инертность» самих предпринимателей. «Кто-то ограничен в ресурсах, чтобы участвовать в закупках, кто-то не верит, что можно победить в тендере. Есть те, кто не идет на это из-за кривой отчетности», — добавил он. В связи с этим он сомневается, что после запуска портала доля участия МСБ в закупках может резко возрасти, например, до 50%, предположив, что сервисом будут пользоваться в основном те, кто и сейчас проявляет активность в торгах. Впрочем, указал господин Сигал, появление портала — «это в любом случае плюс» для бизнеса. То, что портал «нужен, но надо еще что-то придумать» для поддержки бизнеса, также отметил в беседе с „Ъ“ Хайдар Халиуллин.

Кирилл Антонов

Вся лента