«Сторонних наблюдателей в арктической экспедиции не бывает»

«Капитан Драницын» эвакуирует российскую дрейфующую станцию в Арктике

Ледокол «Капитан Драницын» отправляется эвакуировать российскую дрейфующую станцию в Арктике. Координаторами работ выступают Министерство природы и Росгидромет. Эвакуация станции «Северной полюс-2015» будет проходить около двух недель. С арктической льдины на борт ледокола поднимут 17 человек и научно-исследовательское оборудование. Кроме того, команда проведет уборку льдины после четырехмесячного пребывания на ней людей. Команда дрейфующей станции «Северный полюс-2015» занимается научными исследованиями. В частности, мониторингом загрязнения Арктики. Один из участников экспедиции в Арктику, обозреватель «Коммерсантъ FM» Владимир Осипов рассказал подробности ведущей радио новостей Светлане Токаревой.

Фото: Константин Куцылло, Коммерсантъ

— Выход из Мурманска был запланирован ночью на 5 августа, но корабль до сих пор находится в порту, с чем это связано?

— Дело в том, что уровень подготовки очень серьезный. Мы все-таки идем в Арктику, и, естественно, в первую очередь — безопасность, заправка, все должно быть планово, множество разных проверок. Недавно все члены экипажа и журналисты получили костюмы, спасательные жилеты, уровень подготовки очень серьезный. Последнее объявление по ледоколу было, что мы выходим в 11.00. Это уже последнее время. Совершенно точно в 11 часов корабль снимется с якоря, мы будем выходить из скользкого залива и уже пойдем в сторону Арктики. Кстати, обещают ухудшение погодных условий. Было штормовое предупреждение, попросили всех закрепить свои вещи, потому что будет усиление бортовой и килевой качки. Льды, конечно, мы увидим не скоро, только дня через два-три. Сейчас светит солнышко, нас провожает Мурманск хорошей погодой, которая здесь бывает редко.

Вообще в ближайшее время полярного дня и солнца не будет, будет только хмарь, будет непросто, что касается погоды. А так ждем таких серьезных приключений. Вертолет спасательный уже закреплен на вертолетной палубе. Потому что именно этим вертолетом нас будут доставлять на дрейфующую станцию «Северный полюс-2015», где у нас будет возможность все руками потрогать, посмотреть, конечно, большое спасибо тем людям, которые эту экспедицию организовали, потому что привлечь внимание к исследованиям Арктики сейчас очень важно. Это стоит достаточно серьезных денег. А мы плохо даже себе представляем, а зачем вообще все это нужно. Потому что для нас это некий космический корабль — чем там занимаются люди совершенно непонятно.

Тем не менее, исследований невероятное количество, очень много новых слов изучаем здесь. Например, гляциологические исследования проводят на этой станции, гидрологические естественно. Или, например, актинометрические. Много различных исследований. Для нас это, конечно, пока темный лес. Но в двух словах скажу, например, если арктические льды сейчас имеют такую тенденцию таять, и если Арктика растает примерно на 20%, уровень мирового океана поднимется на несколько метров, и некоторые прибрежные регионы многих стран просто исчезнут под водой, например, Калифорния или Австралия. Для того, чтобы этого не произошло, люди достаточно серьезно изучают Арктику и предупреждают о различных таяниях полярных льдов. Вот, например, один из аспектов, который тоже нужен для того, чтобы изучать Арктику.

— Для журналистов — это приключение, и некий космический корабль, а перед экипажем стоят очень серьезные задачи в этой экспедиции?

— Конечно, например, нужно разрезать на части и вывезти самолет транспортный, который сейчас застрял на этой льдине для того, чтобы не засорять Арктику, потому что очень много арктических экспедиций было еще в советское время, было оставлено множество различного мусора, и сейчас с этим нужно бороться и после, и в нынешнее время. Поэтому сейчас абсолютно все вывозится на ледоколе, для этого освобождают палубы, освобождают специальные места, если туда мы пойдем чистенькими с пустыми палубами, то обратно уже на всех этих палубах будет закреплено множество оборудования, и все это нужно будет как-то из Арктики вывозить. Засорять ее нельзя, потому что через какое-то время там просто не останется свободного места при таком раскладе.

— Вы будете просто сторонними наблюдателями или все-таки вас как-то привлекут к процессам, может быть, где-то нужно будет в чем-то помочь экипажу?

— Кажется, сторонних наблюдателей в арктической экспедиции не бывает. Каждому человеку найдется дело, каждый человек будет занимать свое место, и я думаю, конечно, помогать придется, потому что свободные руки нужны в любом случае. Пока мы будем идти туда, где-то ориентировочно пять дней, времени свободного будет много, можно будет наблюдать за льдами, а когда уже начнется эвакуация, конечно, придется поработать.

— А ты в предвкушении?

— Да, такие приключения далеко не всем выпадают, и некоторым в жизни выпадают такие истории только раз. Здесь, конечно, я встречаюсь с полярниками, которые по пять-девять раз были в Арктике и в Антарктике, но это удивительные, уникальные люди, я думаю, интервью с ними я сделаю, и вы услышите их на «Коммерсантъ FM».

— Удастся ли нам с тобой связаться после того, как вы выйдете из порта, или это будет достаточно сложно сделать?

— Нет проблем, спутниковая связь работает абсолютно по всему маршруту и с самой верхней точки ледокола у меня всегда будет возможность выйти в эфир.

Вся лента