Белый дом перешел в аварийный режим
Подробности плана борьбы со смертностью на дорогах
"Ъ" стали известны детали предложений российского правительства для снижения смертности на дорогах и уменьшения аварийности на ближайшие два года. Среди предложенных мер — новые способы борьбы с пьянством за рулем: задержание автомобиля под залог, обязательная диагностика зависимости и последующая реабилитация водителей в медучреждениях. Для злостных нарушителей ПДД будут вводиться повышающие коэффициенты при покупке ОСАГО. Кроме того, впервые будет введено наказание за агрессивное вождение.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов на совещании у президента рассказал о подготовленном комплексном плане по снижению смертности на дорогах. Разработать документ президент поручал еще в мае 2015 года. План рассчитан "на активную работу в течение одного года", уточнил вице-премьер, но некоторые мероприятия будут проводиться и в 2016 году. План, подробности которого выяснил "Ъ", сейчас находится на утверждении у премьера Дмитрия Медведева.
Отдельный блок плана посвящен борьбе с пьянством за рулем. За последние два года санкции уже были усилены: с 1 сентября 2013 года за вождение в нетрезвом виде суды не только лишают прав, но и штрафуют на 30 тыс. руб., а с 1 июля 2015 года повторное управление автомобилем в пьяном виде стало уголовным преступлением. Теперь же, по мнению Игоря Шувалова, нужно ввести "задержание транспортного средства". Речь идет о законопроекте, который еще в 2014 году подготовил Минюст: предлагается удерживать автомобиль, которым управлял нетрезвый водитель, до уплаты залога в 50 тыс. руб. До того как деньги поступят на счет полиции, никто воспользоваться машиной не сможет. Впоследствии залог будет учитываться в счет штрафа, который определит суд за пьяное вождение. ГИБДД инициативу поддерживает, правозащитники же называют идею провоцирующей коррупцию. Кроме того, к октябрю 2015 года будет разработан механизм, который обяжет водителей, управляющих машиной в нетрезвом состоянии, пройти обязательную диагностику зависимости и, если необходимо, медицинскую реабилитацию от алкоголизма или наркомании.
Второй блок плана касается "опасного вождения". Эта тема обсуждалась в Госдуме еще в 2012 году: ЛДПР предлагала приравнять к агрессивной езде "игру в шашечки" на дороге, резкие ускорения и торможения, несоблюдение безопасной дистанции и ввести за это штраф до 5 тыс. руб. В 2013 году тема эта всплыла на совещании у Дмитрия Медведева, тогда премьер идею поддержал. В 2014 году ЛДПР подготовила новый вариант законопроекта, но Госдума его еще не рассматривала. Кроме санкций за агрессивную езду в плане, по данным "Ъ", заложено применение повышающих коэффициентов при расчете ОСАГО для водителей, часто нарушающих ПДД (эта система должна быть разработана до первого квартала 2016 года). "В автостраховании зачастую все платят за полис, исходя из усредненных показателей, в итоге аккуратные водители платят за гонщиков",— пояснил "Ъ" президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Еще один пункт плана, по данным "Ъ", предполагает создание ко второму кварталу 2016 года глобальной информационной системы по обмену информацией между органами власти и водителями: с помощью нее граждане смогут узнавать о проведении дорожных работ, ДТП. Органы власти, в свою очередь, будут получать жалобы от водителей и отчитываться об исправлении недостатков "в публичном поле". Отметим, что похожие системы сейчас есть у "Яндекса" и столичной мэрии, но общефедеральной пока не существует. К первому кварталу 2016 года будет создан перечень аварийно опасных участков дорог, который затем будет ежегодно утверждаться. Термин "аварийно опасный участок" будет определен законодательно. В зоне таких участков дорог будет размещена сеть вертолетных площадок для спасателей. К первому кварталу 2016 года в правительство должна быть представлена концепция по развитию вертолетной авиации для спасения жертв ДТП и транспортировки их в больницу.