Суды захлестнуло миграционным потоком
Количество депортационных дел в Москве мешает качеству их рассмотрения
Комитет "Гражданское содействие" провел исследование практики выдворения мигрантов в Москве. Как отмечают правозащитники, за первые шесть месяцев 2015 года из столицы было депортировано на 8,4% больше иностранцев, чем за аналогичный период 2014 года. При этом суд--рекордсмен по количеству рассмотренных административных дел — Чертановский, через который было выдворено более 2 тыс. человек. Причем в комитете отмечают, что среднее заседание не длится дольше трех минут, мигрантам не разъясняют их права и не предоставляется переводчик, а их дела зачастую рассматриваются "оптом".
Проект, посвященный изучению практики московских судов, которые депортируют нелегальных мигрантов, сотрудники "Гражданского содействия" запустили в начале этого года. Сотрудник организации Константин Троицкий, изучая этот вопрос, в числе прочего посетил 14 заседаний, на которых рассматривались административные дела иностранцев.
По данным ФМС, за первые шесть месяцев 2015 года из России за нарушение миграционного законодательства в столице был выдворен 23 721 человек, а за аналогичный отрезок 2014 года — 21 877 человек. Таким образом, за первое полугодие статистика по депортированным иностранцам выросла на 8,4%. Лидером среди судов, рассматривающих административные дела мигрантов, стал Чертановский районный суд. Судья Андрей Васильев, специализирующийся на подобных делах, за первые полгода удовлетворил более 2 тыс. ходатайств о выдворении нелегальных мигрантов. На втором месте — Щербинский районный суд, где судья Марина Липская за тот же срок рассмотрела более 1,6 тыс. административных дел. При этом в некоторых постановлениях речь шла о депортации, а в других — о наложении штрафа за нарушение миграционных норм. Как установил господин Троицкий, за изучаемый период судья Липская прекратила лишь одно административное дело о нарушении миграционного законодательства. "Похожая ситуация наблюдается и в Кузьминском, Головинском, Симоновском, Зюзинском судах",— пояснил сотрудник "Гражданского содействия".
Протоколы, отмечает правозащитник, в основном составляются по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином правил въезда либо режима пребывания) и по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ). По данным "Гражданского содействия", эти дела составляют 85% от общего количества административных дел, рассматриваемых в московских судах. При этом, отмечают правозащитники, из-за такого количества административных дел судьи часто допускают нарушения. В среднем судья тратит на рассмотрение вопроса о штрафе или выдворении мигранта не более трех минут, зачастую на заседания приводят сразу всю партию задержанных миграционной службой иностранцев. "То есть всех заводят в один зал, где оптом идет рассмотрение",— пояснил господин Троицкий, уточнив, что ему доводилось наблюдать заседания, на которых могло находиться до 20 задержанных одновременно. В большинстве случаев задержанным не предоставляется переводчик, что, по словам правозащитника, уже должно служить поводом для пересмотра многих решений. "Просят переводить друзей задержанных, в Щербинском суде я наблюдал ситуацию, когда на заседание в качестве переводчика пришел родственник выдворяемого",— отметил собеседник "Ъ".
По мнению главы фонда "Миграция XXI век" Вячеслава Поставнина, проблема кроется в перегруженности судей и отсутствии инфраструктуры для рассмотрения подобных дел. "Нужны полноценные депортационные суды и депортационные центры по временному содержанию мигрантов. В тех же США выдворяется еще больше иностранцев, но там этим заняты отдельные судьи",— заявил он "Ъ". "В случае с российским опытом и потоком велик риск судебных ошибок, которые наверняка есть. С нелегальной миграцией невозможно бороться только депортацией и запретительными мерами — это никак не ослабит ее поток",— считает он. В ФМС вчера на запрос "Ъ" о том, обсуждают ли в ведомстве создание миграционных судов и видят ли проблему в работе нынешних, не ответили.