Детоубийце ищут пособников
Следствие устанавливает причины убийства многодетной семьи
В Нижнем Новгороде возбуждены еще два дела в рамках расследования громкого убийства шестерых детей, их матери и бабушки. Следствие считает, что преступную халатность проявил местный отдел полиции, проигнорировавший шесть заявлений погибшей женщины о насилии мужа, и органы опеки, не добившиеся лишения родительских прав агрессивного психически нездорового отца детей Олега Белова. В администрации с этим не согласны: в 2012 году соцработники пытались лишить Олега Белова родительских прав, но суд отказал в иске.
Вчера в Нижний Новгород из ковровской городской больницы под конвоем доставили инвалида второй группы с диагнозом «шизофрения» Олега Белова. Он подозревается в убийстве своей жены Юлии Зайцевой и шестерых детей, старшей из которых, девочке Алене, было семь лет. Их расчлененные тела и останки беременной матери сотрудники полиции обнаружили 4 августа в квартире на ул. Верхнепечерской, проверяя сигнал сотрудников детского сада, куда детей перестали приводить с 24 июля. 27 июля в садик приходил сам Олег Белов: он забрал вещи детей и объяснил воспитателям, что отправляет семью на лето в деревню. Это и вызвало подозрения сотрудников детсада. После того как были обнаружены останки детей и их матери, в Гороховце Владимирской области, откуда родом Олег Белов, в огороде у дома нашли обезглавленный труп его матери.
Задержали Олега Белова оперативно: во вторник вечером он был блокирован владимирским СОБРом в садовом товариществе под Ковровом — мужчина устроил засаду в доме тещи. При задержании Олег Белов бросился с ножом на бойца полицейского спецназа и был ранен в живот. Врачи ковровской горбольницы прооперировали подозреваемого, вынув пулю и убедившись, что жизни задержанного ничего не угрожает. В Нижнем раненого под охраной поместили в 35-ю больницу. В дальнейшем следствие будет ходатайствовать о его аресте по делу об умышленном убийстве восьми человек.
В центральном аппарате СК вчера сообщили о том, что орудие убийства также найдено и приобщено к материалам дела. Кроме того, представитель СК Владимир Маркин сообщил, что возбуждено два уголовных дела по ст. 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц»). Первое — в отношении начальника управления образования администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода Игоря Крючкова. «В рамках расследования мы намерены выяснить все обстоятельства и причины, которые привели к столь тяжким последствиям. И здесь следствие уже на первоначальном этапе столкнулось с целым комплексом проблем, которые, собственно, и стали причиной этой трагедии. Первое, что выявили следователи, — несмотря на поступавшие сигналы о проживании детей в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, на протяжении трех лет сотрудники администрации Нижегородского района не принимали никаких мер к обращению в суд с исковым заявлением о лишении Белова родительских прав. Они вообще не ставили вопрос и об изоляции детей от родителей, тем более один из которых состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Сделали бы они это вовремя, с уверенностью можно говорить, не было бы и столь тяжких последствий», — сообщил Владимир Маркин.
Второе дело возбуждено в отношении начальника районного отдела полиции №5 Александра Вольчака, его заместителя Вячеслава Никитина, начальника подразделения Виктора Миллера и участковых уполномоченных Дмитрия Обливина и Владимира Филимонова. По информации прокуратуры, в 2014–2015 годах Юлия Зайцева не менее шести раз заявляла на мужа в райотдел полиции, сообщая об угрозах насилия, убийства и расчленения детей. По данным СК, заявления рассматривались месяцами, но в итоге участковые отказывались возбуждать дела.
В администрации Нижегородского района считают, что сделали все от них зависящее. Еще в 2012 году районное управление образования, считая, что действия Олега Белова опасны для здоровья и психики детей, обращалось в суд с иском о лишении отца родительских прав и взыскании алиментов. Однако суд в иске социальным работникам, которые ссылались на объяснения бабушки детей Валентины Зайцевой, отказал. Как следует из решения суда (копия есть в распоряжении „Ъ“), Олег Белов отрицал, что бьет детей, и говорил, что кроме пенсии по инвалидности имеет доход от пасеки в деревне и денег семье хватает. Его супруга Юлия Зайцева также просила суд не лишать мужа родительских прав, поясняя, что он хороший отец, а у ее матери просто неприязнь к зятю. Шрам на переносице своей старшей дочери Алены Олег Белов объяснил тем, что неосторожно толкнул ее в игре и ребенок ударился о банки. К показаниям одного из соседей о том, что в квартире Белова часто слышен детский плач, детей одевают не по погоде, а Олег Белов однажды пнул своего упавшего на улице ребенка, суд отнесся критически, указав, что с этим соседом был конфликт и его показания доверия не заслуживают. Остальные свидетели — соседи, заведующая детским садом, прихожане Христианского культурного центра (семья вегетарианцев Беловых посещала общину адвентистов седьмого дня) — охарактеризовали мужчину и детей положительно.
Вчера заместитель главы администрации Нижегородского района Екатерина Кутовая пояснила, что чиновники по закону не могли выходить с повторным иском к Олегу Белову по тем же основаниям, а характер его заболевания не повод для лишения родительских прав. «С 2011 года у нас не было сигналов о том, что детям что-то угрожает. Эта многодетная и малообеспеченная семья была у нас на контроле. Дети ходили в детсад, а в доверительных беседах с соцработниками Юлия Зайцева не жаловалась на насилие со стороны мужа. Это (убийство жены и детей. — „Ъ“) трагическое стечение обстоятельств», — сообщила Екатерина Кутовая. По ее словам, социальный патруль регулярно навещал эту семью в квартире, предоставленной администрацией, а когда ему не открывали, то продукты оставлял под дверью.
В администрации района также сообщили, что уже в этом году Юлия Зайцева подала на развод, раздел имущества и лишение мужа родительских прав. Однако супруги дважды не явились в суд, поэтому заявление женщины было оставлено без рассмотрения.
Следственные действия прошли вчера и в нижегородском приходе церкви адвентистов седьмого дня. Официальные представители церкви сообщили, что Олег Белов с 1 декабря 2007 года был исключен из членов общины за «нехристианское поведение» и после этого никаких взаимоотношений с ним не было. «Посещая Церковь АСД, Олег Белов скрывал факт того, что находится на учете в психиатрической клинике по причине психического заболевания. Мы глубоко потрясены жестоким убийством детей и их матери. Поступок убийцы безумен и бесчеловечен. Мы надеемся, что убийца понесет наказание в соответствии с законом, хотя это и не вернет жизнь убитым», — говорится в заявлении религиозной организации.