«Если будет свергнут режим Асада, на смену ему придут вполне конкретные джихадисты под черными знаменами»
США приступили к реализации новой стратегии в Сирии. Отныне любая угроза так называемой «умеренной оппозиции» может стать основанием для вооруженного вмешательства американцев. Таким образом, у Вашингтона появляется повод для нанесения удара по режиму Башара Асада. Обозреватель газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин задумался о последствиях, к которым это может привести.
Если называть вещи своими именами, США с этого момента становятся участниками сирийской гражданской войны. И это принципиально меняет ситуацию. За четыре года, в течение которых между Башаром Асадом и оппозицией идут боевые действия, американские вооруженные силы пока еще не наносили ударов непосредственно по сирийским правительственным войскам.
Угрожать — угрожали, ультиматумы выдвигали, один раз были даже на пороге широкомасштабной военной операции, которую удалось предотвратить в последний момент, достигнув соглашения о ликвидации сирийского химического оружия. Но Рубикон пока так и не был перейден. Теперь же создаются все условия, чтобы его форсировать — причем в ближайшее время.
Согласно распоряжению Барака Обамы, любая операция, проведенная против так называемой «умеренной оппозиции», которую поддерживает Вашингтон, фактически приравнивается к боевым действиям, развернутым против США. Причем касается эта мера не только «воинов джихада» из «Исламского государства» (которых бомбят без всяких указов и президентских распоряжений), но и войск Башара Асада.
Ситуация в чем-то выглядит абсурдно. Сирийская война в самом разгаре, на многих участках фронта правительственным силам противостоят именно отряды «умеренной оппозиции». И если, допустим, завтра они начнут наступление на Хомс, Хаму, Дамаск или на населенную алавитами Латакию, как должна поступить армия, чтобы не навлечь на себя карающий меч Соединенных Штатов? Сразу капитулировать, сдать без сопротивления все позиции и населенные пункты? Ведь давать отпор «умеренным оппозиционерам», наносить по ним контрудары американцы запретили.
Пикантность положения усиливается тем, что, с военной точки зрения, эту самую «умеренную оппозицию» трудно назвать серьезной силой. В противостоянии с Дамаском тон задают радикалы из «Исламского государства», связанная с «Аль-Каидой» группировка «Джебхат-ан-Нусра», другие исламистские движения. С которыми, кстати, охотно заключают альянс так называемые «умеренные». А иногда и вообще вливаются в их ряды.
То есть все это деление сирийской оппозиции на условно умеренную (иногда ее даже называют демократической) и непримиримо-радикальную — абсолютно умозрительное, схематичное, искусственное. Для выступлений американских политиков перед внутренней аудиторией оно еще сгодится, но для суровых ближневосточных реалий — категорически нет.
Реальность такова, что если будет свергнут режим Асада (жесткий, авторитарный, но светский), на смену ему придут вовсе не абстрактные «демократы» и «гуманисты», а вполне конкретные джихадисты под черными знаменами. И удары американской авиации по силам Башара Асада только приблизят их победу.