«Более приоритетной задачей является увеличение безопасности техники, которая производится в России»

Госдума предлагает осуществить программу утилизации для автобусов

Автобусы предлагают включить в программу утилизации. С такой инициативой выступил первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов. Депутат уже направил соответствующий запрос вице-премьеру Игорю Шувалову в связи с ДТП в Хабаровске. 5 августа при столкновении двух пассажирских автобусов на трассе погибли 15 человек, еще 63 пострадали. Причиной аварии могло стать плохое техническое состояние транспорта, уверен Михаил Емельянов.

Фото: Вячеслав Реутов / Пресс-служба правительства Хабаровского края

«Особенно на международных перевозках, в основном, используются старые подержанные машины иностранного производства, которым по 20 лет, а то и по 25. Естественно, их техническое состояние оставляет желать лучшего, они не столь маневренны и зачастую приводят к авариям. Поэтому у меня предложение, чтобы правительство реализовало программу утилизации автобусов примерно такую же, как в отношении легковых машин. Необходимо принять программу стимулирования производства современных российских автобусов, надо стимулировать спрос, прежде всего, на них, кроме того — запретить импорт подержанных автобусов, поскольку они зачастую опасны для наших сограждан», — рассказал «Коммерсантъ FM» Емельянов.

Программа утилизации автобусов будет интересна перевозчикам, если будет сопровождаться снижением налогов для бизнеса. Это отметила финансовый аналитик транспортной компании «Роса-Транс» Ирина Радевич.

«Автобус, в принципе, рассчитан на не менее 15 лет эксплуатации, если за утилизацию предложат скидки по кредитам, по лизингу, я думаю, все компании будут готовы обновиться. Но, опять-таки, при разумности налогового бремени, которое возложено на компанию. По кредитным ставкам как купить этот российский автобус: если бы российский производитель производил автобусы доступные, а не 24, 15, 14 млн руб., для покупки в лизинг компании могут вытянуть. Мелкий бизнес — конечно, нет. Если будут стоить хорошие автобусы хотя бы 5 млн, тогда об этом можно будет говорить», — отметила Радевич.

Также депутат Михаил Емельянов предложил запретить импорт подержанных автобусов в Россию. Транспортные средства, попавшие в аварию в Хабаровске, были зарубежного производства, подчеркнул парламентарий. Однако парк автобусов в России нужно обновлять не путем запретов, а стимулируя отечественных производителей. Так считает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

«Для компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками, чрезвычайно важным фактором, кроме стоимости покупки, является стоимость владения техникой, а так же стремление минимизировать простои техники, связанные с ремонтом. И здесь, конечно, приобретая новую технику, вероятность поломки относительно ниже. Конечно, один из возможных способов — это увеличение размеров таможенных ставок, или можно ввести какой-то запрет на импорт подержанных автобусов с другой страны. Более приоритетной задачей является увеличение объемов и улучшение качества и комфорта и безопасности той техники, которая производится в России», — уверен Чумаков.

По данным аналитической компании АСМ-холдинг, с начала этого года производство автобусов в России снизилось на 17,5%. Выпуск составил почти 13 тыс. машин. Из них около 22% приходится на иностранные модели. За тот же период прошлого года доля зарубежных марок составила почти 37%.

Юлия Безрукова

Вся лента