Борис Ходорковский защитился Конституцией
Отца экс-главы ЮКОСа допросили по делу об убийстве
В Следственном комитете России (СКР) прошел допрос отца бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского Бориса Моисеевича Ходорковского. По словам адвоката, большая часть вопросов касалась деятельности компании НК ЮКОС и убийства в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, на причастность к которому следствие проверяет Ходорковского-младшего. Исходя из этого, Борис Ходорковский отказался отвечать на большинство предложенных ему вопросов, сославшись на ст. 51 Конституции, дающую право не свидетельствовать против себя или своих близких.
По словам адвоката Сергея Бадамшина, поездка в СКР Борису Ходорковскому далась нелегко. "Ехать пришлось из загородного интерната "Подмосковный" по пробкам, что для 82-летнего Бориса Моисеевича по понятным причинам было непросто,— заявил господин Бадамшин.— Но прибыли мы к проходной ГСУ СКР вовремя. Хотя могли бы и не торопиться, потому что следователя на месте не оказалось". По словам защитника, он пытался связаться с ним по телефону, но выяснилось, что "номер не тот". Ситуацию спас официальный представитель СКР Владимир Маркин.
"Я позвонил господину Маркину, сообщив, что Борис Моисеевич стоит у проходной и ждет следователя, который бегает неизвестно где, хотя обещал заказать пропуск,— пояснил адвокат Бадамшин.— Владимир Иванович (Маркин.— "Ъ") серьезно отнесся к ситуации. И уж не знаю, что он сказал следователю по телефону, но тот буквально через минуту уже был на месте и провел нас в свой кабинет".
Касаясь вопросов, на которые пришлось ответить Ходорковскому-старшему, адвокат заметил, что, "как и ожидалось, большая их часть касалась деятельности компании ЮКОС и убийства в июне 1998 года мэра Нефтеюганска Владимира Петухова". Но сразу уточнил, что на большую их часть Борис Ходорковский отвечать не стал.
"Поскольку после возобновления расследования дела об убийстве мэра было заявлено, что следствие проверит на причастность к этому преступлению Михаила Ходорковского, мой доверитель, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, отказался отвечать на вопросы по делу об убийстве мэра Нефтеюганска,— отметил Сергей Бадамшин.— Также мой доверитель не стал отвечать и на большую часть вопросов, касавшихся лично его и деятельности НК ЮКОС". Но что это были за вопросы, защитник пояснить не пожелал, хотя опроверг информацию о том, что в ГСУ с него была взята подписка о неразглашении. "Такой подписки я не давал,— заверил адвокат.— Просто связан интересами клиента и не желаю хотя бы косвенно помогать следствию".
В целом, по его словам, допрос прошел в корректной форме и длился два с половиной часа. "Следователь мог бы закончить его и раньше, но из-за плохого самочувствия Бориса Моисеевича пришлось сделать два или три перерыва",— уточнил защитник. Также он заметил, что процессуальный статус Ходорковского-старшего не изменился. "Он продолжает оставаться свидетелем",— заявил господин Бадамшин.
По словам других защитников фигурантов дела ЮКОСа, никого из них на допросы в рамках возобновленного дела не вызывали. В частности, повестку пока не получал экс-глава МФО Платон Лебедев, который до сих пор находится в России, так как не получил загранпаспорт. Не приезжали следователи и к отбывающему пожизненное наказание за организацию убийства мэра Петухова и других преступлений экс-начальнику управления службы безопасности НК ЮКОС Алексею Пичугину. Как сказала "Ъ" его адвокат Ксения Костромина, подобный визит вообще лишен смысла, так как он никогда не признавал и не признает свою вину.