«Смысл строительства магистрали остается под большим сомнением»

Китай увеличивает свою долю в ВСМ Москва — Казань

Скоростная магистраль Москва — Казань на 40% может быть профинансирована инвесторами из Китая. Новую схему финансирования стройки представила компания «Скоростные магистрали» — «дочка» РЖД. Общая сумма китайских вложений в проект может составить более 400 млрд руб. При этом государство значительно снизит инвестиции — с 50% до 16%. Сотрудничество Москвы и Пекина по строительству скоростной магистрали выгодно обеим сторонам, уверен аналитик инвестиционного департамента ВТБ 24 Олег Душин.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

«Китай увеличивает долю и обязуется для этого покупать свое оборудование, соответственно, поддерживать свое машиностроение. Так что для него это выгодно. Что выигрывает Россия? Россия получает дорогу и получает сопутствующие затраты, потому что оборудование — это все-таки не все, там еще будут другие гастарбайтеры работать. Какие-то российские фирмы также будут выигрывать в этом процессе. Так что здесь совместный интерес, вызванный, с одной стороны, нехваткой финансовых ресурсов, с другой стороны, желанием увеличить свое влияние в тех или иных регионах», — пояснил Душин «Коммерсантъ FM».

Протяженность железнодорожной магистрали Москва-Казань составит 770 км. Согласно проекту, поезда на ней смогут развивать скорость до 400 км/ч. Общая стоимость строительства — около 1 трлн руб. Привлечение китайских инвестиций еще не дает гарантий, что проект будут завершен. Так считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

«Все-таки более 50% средств надо вложить России. Будут ли на это деньги — это большой вопрос. То есть участие китайских инвесторов — еще не гарантия того, что эта магистраль будет. Почему России это интересно? В кризисный период вложения в инфраструктурные проекты себя оправдывают. Другое дело, что я бы не стал пока говорить о том, что стимулирующий эффект будет такой мощный с точки зрения вложения в развитие производств», — отметил Николаев.

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщала, что магистраль Москва-Казань будет строиться на основе китайского оборудования. Это было главным условием Пекина. Именно поэтому китайские инвесторы увеличивают долю в проекте, который может не окупиться. Так считает начальник управления аналитических исследований управляющей компании «Уралсиб» Александр Головцов.

«За этим стоит политическая мотивация. Мы стремимся или вынуждены искать сближения с китайским государством. Нужно делать какой-то совместный бизнес. Экономически, вполне возможно, что Россия на этом потеряет. Сам смысл строительства магистрали остается под большим сомнением. Нет такого громадного товарного потока в этом направлении, чтобы текущая железная дорога не справлялась. Пассажирское сообщение пока не подтвердило своей серьезной рентабельности даже на существующих дорогах», — рассказал Головцов «Коммерсантъ FM».

На строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань планируется выделить 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Кроме того, могут быть привлечены средства НПФ и Российского фонда прямых инвестиций.

Полина Смертина

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...