Полицейских привлекают за равнодушие к семейному насилию
Арестован участковый, проверявший жалобы на Олега Белова
В Нижнем Новгороде за преступную халатность, приведшую к гибели людей, арестован участковый уполномоченный Владимир Филимонов. Он проверял заявления о домашнем насилии от Юлии Зайцевой, которая впоследствии была убита вместе с шестью детьми своим мужем-шизофреником Олегом Беловым. Участковый не предпринял никаких мер по заявлениям женщины, жаловавшейся на то, что супруг проломил ей голову, избивает ее и детей, топит их в ванной. По заявлениям будущей жертвы неоднократно выносились отказные постановления сотрудников полиции. Другого участкового, Дмитрия Обливина, поместили под домашний арест. Всего по делу о халатности проходят пятеро полицейских, включая руководство 5-го райотдела полиции Нижнего Новгорода.
Нижегородский райсуд рассмотрел ходатайства следователя ГСУ СК об аресте двух участковых уполномоченных, работавших на территории микрорайона Верхние Печеры, где произошло массовое убийство детей. Напомним, инвалида по психическому заболеванию Олега Белова обвинили в том, что он зарубил и расчленил шестерых детей и беременную жену Юлию Зайцеву. Сбежавшего мужчину задержали во Владимирской области, где он, по данным следствия, зарезал свою престарелую мать и устроил засаду в садовом домике тещи. При задержании подозреваемый бросился с ножом на спецназовцев и выстрелом был ранен в живот.
В Следственном комитете также возбудили уголовное дело по халатности в отношении пяти сотрудников райотдела полиции №5 Нижнего Новгорода, включая его начальника Александра Вольчака. В пятницу суд отправил под домашний арест участкового Дмитрия Обливина, который не принял никаких мер по жалобе Юлии Зайцевой о том, что муж грозит убить ее и детей. Отправлять полицейского за решетку не стали, так как у него лимфома, и ему необходимо проходить химиотерапию. Кроме того, по данным регионального управления МВД, участковый Обливин не обслуживал территорию со злополучным домом: он временно подменял коллег на участке, где инвалид-шизофреник тиранил свою семью. Товарищи по службе, пришедшие на суд подержать Дмитрия Обливина, считали, что его пытаются назначить «крайним» и «стрелочником», так как отказные постановления по заявлениям жертвы домашнего насилия утверждал начальник отдела участковых уполномоченных (он тоже находится под следствием) и проверяющий прокурор.
Второго участкового Владимира Филимонова суд арестовал до 4 октября, указав, что, если бы сотрудник полиции добросовестно нес службу, трагедии с убийством восьми человек можно было бы избежать. По материалам дела, Дмитрий Филимонов проводил проверки по заявлениям Юлии Зайцевой на насилие мужа и выносил по ним отказные решения. Последняя такая проверка, в ходе которой участковый опросил многодетную мать, была в начале июня. Судья огласил выдержки из проверочных материалов: женщина жаловалась, что Олег Белов постоянно избивает ее и детей, топит их в ванной, приучая к холодной воде, а ей ломал руку и пробивал голову. Когда в конце концов годами терпевшая домашнего насильника женщина подала на развод и лишение его родительских прав, он избил ее и забрал паспорт.
По данным следствия, участковый записал объяснения женщины, но больше никаких мер не принял. Он не опросил соседей неблагополучной семьи, не отправил мать семейства на осмотр в травмпункт, не сообщил про детей в органы опеки и ничего не предпринял в отношении Олега Белова, который на учете психиатров в Нижнем Новгороде даже не состоял. При этом у полиции была информация о том, что дети и жена шизофреника, живущие на его пенсию по инвалидности, постоянно подвергаются психическому и физическому насилию. По жалобам Юлии Зайцевой участковыми было вынесено несколько отказных постановлений.
В итоге суд посчитал, что Владимир Филимонов может сбежать или уничтожить проверочные материалы, повредив объективному расследованию фактов халатности полицейских. Участковый выслушал постановление об аресте, опустив голову. На крики журналистов, считает ли он себя виновным, участковый из клетки чуть слышно ответил: «Да».
Ранее в ГУ МВД говорили о том, что реагировали на все заявления Юлии Зайцевой, а постановления сотрудников об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Олега Белова проверяли и утверждали в прокуратуре Нижегородского района. Вероятно, в отношении конкретных прокурорских работников также последуют «оргвыводы», тем более что была попытка «замарафетить свою ответственность», считает источник “Ъ”, близкий к следствию. Это выразилось в том, что прокурорское указание отменить отказное постановление и отправить материалы по одной из жалоб Юлии Зайцевой на дополнительную проверку последовало уже после того, как женщина и ее дети были убиты.